Гражданин Барбос

Автор материала: Титов Леонид

Ведущий юрисконсульт

В эпоху «продвинутого гуманизма» люди, помимо защиты собственных прав и свобод, все больше задумываются о правах братьев наших меньших. Защите животных посвящено множество научных трудов, огромное количество публикаций в прессе, многие правозащитные организации строят свою политику вокруг данного института.

Современная юриспруденция также не обошла стороной эту тему. По всему миру принимаются различные нормативные акты, вводятся специальные программы, призванные защитить лучших друзей человека, а иногда даже и наделять их специальным статусом. Например, в Испании в 2008 году была принята резолюции о защите животных некоторых видов, касающаяся в первую очередь человекообразных обезьян, в том же году закон о защите прав животных (впервые в мире) вступил в действие в Швейцарии, а в Цюрихском кантоне в качестве эксперимента ввели новый статус адвоката – «адвокат по правам животных».

Российская правовая система пока не дошла до такого прогрессивного нормирования, но в целом, законодательное регулирование взаимодействия человека с животным миром находится на достаточно высоком уровне. Согласно действующим на территории Российской Федерации нормам животных можно разделить на 2 основные группы:

1) животные, находящиеся в гражданском обороте или в ограниченном гражданском обороте:

  • домашние комнатные животные (животные-компаньоны);
  • домашние сельскохозяйственные животные;
  • дикие животные, пребывающие в зоопарках и в вольерных комплексах для полувольного содержания.

2) Животные, находящиеся вне гражданского оборота:

  • дикие животные (в том числе дикие заповедные животные).

Статус второй группы животных регулируется Федеральным законом от 24.04.1995 года № 52-ФЗ «О животном мире», различными нормативно-правовыми актами о статусе заказников и заповедников. Некоторым диким животным присвоен особый статус в связи с включением их в Красную книгу. Например, по инициативе президента России создан фонд защиты амурского тигра – «Центр «Амурский тигр», а Правительством Российской Федерации утвержден перечень особо ценных диких животных, занесенных в Красную книгу (Постановление Правительства РФ от 31.10.2013 года № 978). По сути, данная группа животных исключена из оборота, отнесена и приравнена к статусу прочих объектов дикой природы (деревьев, водных объектов, горных массивов и т.д.).

Основы правого статуса животных, находящихся в обороте (первой группы), закреплены в Конституции РФ и в Гражданском кодексе РФ, а именно в ст. 35 Конституции РФ, п. 2, ст. 130, ст. 137, ст. 229-232 ГК РФ.

В соответствии с вышеприведенными нормами животное – движимая вещь, не допускающая жестокого обращения. В Уголовном кодексе РФ для реализации вышеназванного принципа существует ст. 245 «Жестокое обращение с животными». Под жестоким обращением с животным понимается обращение, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений, или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних».

Кроме того, участие животного в обороте регулируется:

  • Законом РФ от 14 мая 1993 года № 4979-I «О ветеринарии»;
  • Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 года № 589 «Об утверждении ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов;
  • Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 года № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе».

Приведенные выше нормативные акты позволяют дать такое определение животного: животное – подконтрольный (ветеринарному контролю) товар, оборот которого возможен при получении специальных сопроводительных документов (ветеринарных свидетельств/справок). Для оборота, перевозки комнатных животных (животных-компаньонов) в большинстве случаев сопроводительная документация не требуется.

Прочих федеральных нормативных актов, позволяющих еще как-то определить статус животного, не принято. Как указано выше и видно из вышеприведенных актов, животные, находящиеся в обороте, наделены исключительно статусом вещи. Получается, что в современной российской действительности говорить о правах животных, такой же абсурд, как говорить о правах, скажем, пылесоса. Но человеческая мысль не стоит на месте, и российский законодатель при деятельном участии правозащитных общественных организаций пытается внедрить в достаточно однозначную правовую систему о статусе животных новаторское регулирование.

Например, на территории Ленинградской области принят Областной закон от 18.06.2015 года № 61-ОЗ «О содержании и защите домашних животных на территории Ленинградской области», аналогичный закон принят на территории Псковской области и ряда других субъектов Российской Федерации. Приведенные выше региональные нормы регулируют такие сферы взаимодействия человека и животного, как:

  • выгул домашнего животного,
  • проезд в общественном транспорте с домашними животными,
  • захоронение домашних животных
  • и многие другие аспекты взаимодействия человека с животным.

Нужно отметить, что все региональные законы о содержании домашних животных распространяются исключительно на животных-компаньонов. Думаю, это связано с тем, что именно в отношениях с комнатными животными у человека выстраиваются эмоциональные связи и в большинстве случаев животное перестает восприниматься, как вещь. Выходит, что принимаемые региональные нормы фактически являются отражениями норм морали.

Федеральный законодатель, понимая общественные настроения в рассматриваемом вопросе, в недавнее время принял два любопытных широко обсуждаемых законопроекта:

1) Проект Федерального закона № 41910-7 «Об Уполномоченном по защите животных в Российской Федерации»;
2) Проект Федерального закона № 458458-5 «Об ответственном обращении с животными».

Это не первая попытка законодателя урегулировать обсуждаемый вопрос, ранее, еще в 2000 году, был безапелляционно отклонен Проект Федерального закона № 97802163-2 «О защите животных от жестокого обращения» в связи с тем, что он во многом дублировал положения закона о животном мире, и в нем отсутствовал предмет правового регулирования. Проект Федерального закона «Об Уполномоченным по защите животных в Российской Федерации» является ярким примером реакции Государственной Думы на общественные настроения или, скорее, попытка показать общественности заинтересованность законодателя в морально-этических аспектах жизни страны (законопроект был подготовлен на основании петиции граждан на фоне большого общественного резонанса вокруг ситуации с садистским обращением с животными девочек из Хабаровска). Надо сказать, что законопроект был отозван авторами еще до первого чтения в Государственной думе – видимо, авторы осознали, что принимать закон об уполномоченном по правам животных несколько преждевременно, учитывая, что не существует законодательного регулирования самих прав животных (более подробно). 

Второй законопроект «Об ответственном обращении с животными» тоже имеет любопытную историю. Законопроект был принят Государственной думой в далеком 2011 году и с тех пор положен на полку. И вот в начале октября 2017 во всех СМИ заговорили о скором принятии Федерального закона о защите животных. Как выяснилось, указанный выше законопроект попал в календарь рассмотрения законопроектов на ноябрь 2017 года. В ведущих СМИ появились публикации депутатов Государственной думы (смотрите), которые говорят о фундаментальных изменениях во многих сферах общественной жизни, которые возникнут после принятия Закона «Об ответственном обращении с животными», в частности:

1) будут упразднены контактные зоопарки (скорее всего, использующие в своей деятельности диких животных);
2) будут запрещены передвижные дельфинарии;
3) будет запрещено содержать в домашних условиях диких животных;
4) будут упразднены притравочные станции.

Кроме того, в нынешней редакции законопроекта утвержден перечень животных, которых можно содержать в домашних условиях (животных-компаньонов). Утверждены правила обращения с цирковыми и зоопарковыми животными. Будут введены дополнительные меры административной и уголовной ответственности за жестокое обращение с животными. Законопроект устанавливает дополнительные меры по вакцинации и чипированию животных, в том числе беспризорных. Законопроект в нынешней редакции прямо не наделяет животных правами, но обязывает человека к совершению ряда действий в отношении животных-компаньонов, в частности:

  • удовлетворять их потребности во сне, движении, естественной активности;
  • удовлетворять их потребности в полнорационном сбалансированном питании (корме), соответствующем физиологической и возрастной стадии (фазе) развития животных, а также не оказывающем вредного воздействия на здоровье животных, и обеспечить доступ к чистой воде;
  • не допускать загрязнения мест и территорий общего пользования продуктами жизнедеятельности животных. В случае загрязнения мест и территорий общего пользования продуктами жизнедеятельности животных владельцы животных обязаны обеспечить их незамедлительную уборку;
  • предотвращать появление нежелательного потомства у животных-компаньонов посредством их временной изоляции, применения контрацептивных средств или стерилизации (кастрации).

А появление обязанностей у одной стороны, как известно, порождает появление прав у другой стороны. Так что в случае принятия обсуждаемого законопроекта, животное все-таки будет наделено определенными правами. В рамках настоящей статьи не буду более анализировать законопроект, в случае его принятия рассмотрю уже принятый Федеральный закон и его взаимосвязь с другими нормативными актами (в частности с положениями Конституции РФ).

В завершении скажу следующее: многим идеологам отечественного права наделение животного правами может показаться абсурдным и противоестественным, но нельзя забывать, что право, в первую очередь, это отражение действительности. Сегодняшняя действительность и уровень морально-этических норм, по моему мнению, позволяет наделить животное особым статусом, статусом не просто вещи в гражданском обороте, а чего-то большего, имеющего собственное место в общественных отношениях и наделенного правами. Может быть, через какое-то время мы научимся понимать животных, и из объекта гражданского оборота, они перерастут в субъекты гражданских отношений... Кто знает. Время покажет.

Другая аналитика

Гражданин Барбос

В эпоху «продвинутого гуманизма» люди, помимо защиты собственных прав и свобод, все больше задумываются о правах братьев наших меньших. Современная юриспруденция также не обошла стороной эту тему. 

Изменения в законодательстве о малом предпринимательстве

Федеральным законом от 29.12.2015 г. №408-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены существенные поправки в положения о субъектах малого предпринимательства (далее – СМП), которые в основной части вступили в законную силу с 01.08.2016 г. Рассмотрим эти нововведения подробнее.

Профилактика правонарушений или полицейский надзор?

Не так давно без длительных обсуждений был принят Федеральный закон от 23.06.2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», который вступил в силу 22.09.2016 (далее – закон). Документ произвел неоднозначное впечатление на российское общество, и этому есть ряд объяснений.

Подпишитесь на нашу аналитику и станьте
одним из первых, кто будет в курсе всех новостей