Изменения в законодательстве о малом предпринимательстве

Автор материала: Климова Ольга

Старший юрисконсульт

Федеральным законом от 29.12.2015 г. №408-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены существенные поправки в положения о субъектах малого предпринимательства (далее – СМП), которые в основной части вступили в законную силу с 01.08.2016 г. Рассмотрим эти нововведения подробнее.

Единый Реестр малого и среднего предпринимательства

С 1 августа 2016 года впервые вводится в действие Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – реестр). Оператором реестра назначена Федеральная налоговая служба Российской Федерации. Ознакомиться с реестром можно, перейдя по ссылке https://rmsp.nalog.ru/. Реестр представляет собой размещенную в открытом доступе базу данных, содержащую широкий состав сведений о СМП России. Сведения реестра могут быть использованы для подтверждения принадлежности хозяйствующих субъектов к категории СМП, поиска контрагентов, проработки дополнительных мер поддержки малого и среднего предпринимательства. Реестр формируется автоматически на основании:

  • сведений налоговой отчетности (в том числе по спецрежимам), которую организация или предприниматель представляли в ИФНС в прошлом году, поэтому важно правильно оформлять и своевременно подавать отчетные документы,
  • сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП,
  • сведений, поступивших в ФНС от других ведомств в порядке информационного взаимодействия,
  • сведений, которые предприниматели могут подать в добровольном порядке.

Предприниматели могут в добровольно-заявительном порядке самостоятельно подать в ФНС некоторые сведения для их внесения в реестр. К такой информации можно отнести сведения:

  • о выпуске инновационной и высокотехнологичной продукции,
  • об участии в программе партнерства, которую реализует государственная компания-заказчик для своих контрагентов, чтобы повысить их организационную и технологическую готовность к исполнению заказов,
  • о наличии в предшествующем календарном году государственных и муниципальных контрактов и (или) договоров с компаниями с государственным участием.

Подобные сведения любой предприниматель может представить в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с помощью специального сервиса, размещенного на сайте ФНС. Впервые сведения в Реестре разместили 1 августа 2016 г. Теперь он будет обновляться ежегодно 10 августа в автоматическом режиме. Сведения о созданных предприятиях и предприятиях, прекративших деятельность, будут обновляться ежемесячно. Если хозяйствующий субъект потеряет статус СМП, то в следующем году сведения о нем исключат из реестра, и он не сможет пользоваться мерами государственной поддержки.

Содержащиеся в реестре сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях были исключены из него 10 августа текущего года, если они не представили в соответствии с законодательством о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такие юридические лица, индивидуальные предприниматели перестали отвечать условиям отнесения к СМП. Сведения из реестра размещаются 10-го числа каждого месяца на сайте ФНС и остаются общедоступными в течение 5 календарных лет, следующих за годом размещения таких сведений.

Условия отнесение к СМП

С 1 августа 2016 г. отнесение предприятий к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и внесение сведений о них в реестр происходит по-новому. В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия (для хозяйствующих обществ, хозяйствующих партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований):

а) суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 49%. Ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на общества с ограниченной ответственностью, соответствующие требованиям, указанным в подпунктах «в» – «д» настоящего пункта,

б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации,

в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования,

г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»,

д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством РФ, при условии соответствия одному из следующих критериев:

  • юридические лица являются ПАО, не менее 50% акций которых находится в собственности РФ, или хозяйственными обществами, в которых данные ПАО имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем 50% голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйствующих обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);
  • юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
  • юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий».

В настоящее время в информационных ресурсах ФНС нет оперативной информации о структуре уставного капитала акционерных обществ. Поэтому применить указанный критерий о максимальной доле крупных или иностранных компаний в уставном (складочном) капитале предприятия к АО и внести в Реестр сведения об АО пока невозможно. Так что указанный критерий применяется только в отношении обществ с ограниченной ответственностью. Цифры по численности работников остались прежними, однако есть существенное изменение. Ранее контролю подвергалась средняя численность, то есть:

  • среднесписочную численность работников,
  • среднюю численность внешних совместителей,
  • среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам ГПХ.

Теперь установлен другой критерий – среднесписочная численность. Ориентир на среднесписочную численность работников не случаен, так как информация именно о ней представляется в налоговый орган ежегодно организациями и ИП, привлекающими наемных работников, в силу требований п. 3 ст. 80 НК РФ. Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год подаются не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации – не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения:

  • от 101 до 250 человек для средних предприятий,
  • до 100 человек для малых предприятий,
  • среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 человек.

С 1 августа 2016 г. постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены новые критерии по доходам СМП. При отнесении организаций и предпринимателей к субъектам МСП вместо категории выручки от реализации товаров (работ, услуг) перешли к использованию категории дохода от ведения предпринимательской деятельности. Предельные значения дохода установлены такими же, как предельные значения выручки:

  • для микропредприятий – 120 млн руб.,
  • для малых – 800 млн руб.,
  • для средних – 2 млрд руб.

Поскольку критерии поменялись, при формировании реестра категория предприятия (микро-, малое или среднее предприятие) будет определяться на основе данных о полученном доходе от ведения предпринимательской деятельности только за предшествующий 2015 г., без учета данных за 2013 и 2014 гг. Таким образом, организация может быть отнесена к категории малого предприятия, если ее совокупный доход за 2015 г. составляет до 800 млн. руб. При этом должны соблюдаться и другие условия (в частности, среднесписочная численность работников за 2015 г. не должна превышать 100 человек).

Подведем итоги: основным изменением в критерии СМП явилось отнесение к таким субъектам преимущественно ООО. Акционерные общества не могут автоматически попасть в реестр ввиду закрытости информации об акционерах. За исключением АО, чьи акции отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ. Присвоение статуса СМП позволяет организациям участвовать в специализированных программах государственной поддержки, в закупках с ограниченным участием преимущественно для субъектов малого предпринимательства.

Создание Реестра СМП позволяет:

  • снизить затраты на предоставление, подтверждающие статус организации как субъекта малого или среднего предпринимательства, при обращении за мерами поддержки в рамках государственных или муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства либо вовсе не представлять такие документы,
  • обеспечить минимизацию затрат на реализацию «надзорных каникул» для малых предприятий (напомним, что с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. плановые проверки органами государственного и муниципального контроля (надзора) не будут проводиться в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые относятся к СМП),
  • обеспечить организацию формирования заказчиками и кредитными организациями перечня СМП для их потенциального участия в закупках товаров, работ, услуг, а также в целях оказания кредитно-гарантийной поддержки.

Автор статьи:
Ольга Климова, ведущий юрисконсульт юридической фирмы Alta Via

Другая аналитика

Изменения в законодательстве о малом предпринимательстве

Федеральным законом от 29.12.2015 г. №408-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены существенные поправки в положения о субъектах малого предпринимательства (далее – СМП), которые в основной части вступили в законную силу с 01.08.2016 г. Рассмотрим эти нововведения подробнее.

Профилактика правонарушений или полицейский надзор?

Не так давно без длительных обсуждений был принят Федеральный закон от 23.06.2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», который вступил в силу 22.09.2016 (далее – закон). Документ произвел неоднозначное впечатление на российское общество, и этому есть ряд объяснений.

Подпишитесь на нашу аналитику, и станьте
одним из первых, кто будет в курсе всех новостей