Обеспечение безопасности населения при массовом скоплении людей, а также проведение антитеррористических мероприятий и принятие специализированных мер по предотвращению террористической угрозы, бесспорно, является одним из важнейших принципов при осуществлении своей деятельности теми организациями, направленность которых напрямую связана с достаточным количеством участников-граждан. Религиозные организации в силу своей специфики работают именно с таким скоплением людей вне зависимости от их религиозной направленности, наличия и проведения специализированных праздников и обрядов.

Регламентировать антитеррористическую защищенность объектов (территорий) религиозных организаций призвано принятое 05 сентября 2019 года Постановление Правительства Российской Федерации № 1165 (далее – ПП № 1165). Однако, несмотря на изначально благую цель и намерения, реализация данного документа на местах достаточно затруднительна, если не сказать, невозможна.

В настоящей статье разберем более детально причины, по которым религиозным организациям исполнять указанное ПП №1165 в настоящий момент практически невозможно.

  1. Пункт 19 раздела 2 предусматривает категорирование объектов (территорий), в зависимости от результатов обследования комиссией которых, присваиваются категории от 1 до 3. Однако, законодателем не учтены те объекты, численность пострадавших людей на которых в результате совершения террористического акта будет менее 50. Пункт 36 устанавливает, что антитеррористическую безопасность тех объектов, которые по своим характеристикам не подпадают под категории 1-3, должны обеспечивать непосредственно и самостоятельно руководители религиозной организации. Однако четкие критерии при такой четвертой категории ПП № 1165 не содержит, ввиду чего отсутствует понимание в структуре и плане действий для исполнения данного закона.
  2. Разделом 4 ПП № 1165 предусмотрены меры по обеспечению антитеррористической защищенности, в частности:

– наличие систем непрерывного видеонаблюдения за территорией и внутри помещений объекта;

– наличие средств инженерной защиты и инженерно-технических средств охраны;

– наличие систем передачи тревожных сообщений;

– наличие систем охранной сигнализации;

– физическая охрана честными охранными предприятиями или военизированными и сторожевыми подразделениями;

– осуществление присутствия на объектах (территориях) членов (участников, сотрудников) общественных объединений, организаций, казачьих обществ, религиозных организаций или физической охраны объектов (территорий) частными охранными организациями или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, в период проведения публичных богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, в которых принимает участие одновременно более 50 человек.

Вышеуказанные меры безопасности возможно реализовать на объектах только при соблюдении следующих условий:

– все технические системы и средства, используемые для обеспечения антитеррористической безопасности, должны быть исправны, технически пригодны для использования по прямому назначению, а значит, подлежат регулярному техническому обслуживанию для поддержания их надлежащей работоспособности;

– при наличии систем непрерывного видеонаблюдения необходимо выделение отдельного сотрудника в соответствующее помещение, обладающего специализированными навыками и знаниями, для осуществления слежения за указанными системами видеонаблюдения;

– наличие договоров с частными охранными предприятиями или иными аналогичными силовыми структурами для реализации возможности осуществления надлежащего осмотра территории объекта, как того требуют положения ПП № 1165.

Пунктом 29 предусмотрено, что мероприятия определяются комиссией исходя из степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения на объекте (территории) и прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий за счет средств религиозной организации. Таким образом, все расходы на обеспечение мер по безопасности законодатель возлагает на сами религиозные организации, в то время как для поголовного большинства из них данные траты на приобретение, установку, сервисно-техническое обслуживание оборудования, затраты на привлечение охранных силовых структур и прочее, являются непомерными!

  1. Согласно подпунктам в), г) пункта 31 антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от категории объектов (территорий) обеспечивается, в том числе, путем присутствия на объектах (территориях) членов (участников, сотрудников) общественных объединений, организаций, казачьих обществ, религиозных организаций или физической охраны объектов (территорий) частными охранными организациями или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, в период проведения публичных богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, в которых принимает участие одновременно более 50 человек, а также периодического (не реже 3 раз в сутки) обхода и осмотра лицами, указанными в подпункте “в” настоящего пункта, объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, в том числе расположенных на них потенциально опасных участков и критических элементов, при условии, что они не оборудованы системой видеонаблюдения, для своевременного обнаружения потенциально опасных для жизни и здоровья людей предметов (веществ).

Данное условие эффективно и выполнимо только в тех случаях, когда подобным патрулированием и обходами занимаются непосредственно высококвалифицированные профессионалы – представители силовых ведомств и структур Российской Федерации, в противном случае в данных мероприятиях, осуществляемых сотрудниками религиозной организации, не имеющих должной квалификации и знаний, смысловая нагрузка отсутствует.

  1. Раздел 6 ПП № 1165 устанавливает контроль за выполнением данных требований. Стоит особо отметить, что при отсутствии финансовой возможности обеспечить необходимую безопасность в соответствии с требованиями, установленными ПП № 1165, религиозная организация может быть привлечена к административной ответственности с наложением штрафных санкций в размере до 1 миллиона рублей (ст. 19.5.1 КоАП).

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что принятое ПП № 1165 хотя и призвано обеспечить антитеррористическую безопасность на территории и объектах религиозных организаций, однако является недоработанным и по многим параметрам не до конца продуманным с точки зрения причинно-следственных связей, а также слабоэффективным при наличии тех условий и параметров, которые в нем содержатся в настоящий момент.