Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» (ст. 3) дает определение понятия «государственный оборонный заказ». Это «установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2014 г. № 1489 Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (далее – ФАС) наделена функциями по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа.

Федеральная антимонопольная служба (согласно Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»):

  • «осуществляет в пределах своей компетенции государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства в сфере государственного оборонного заказа»;
  • «выявляет нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа, принимает меры по их прекращению и привлекает к ответственности за такие нарушения;
  • принимает меры по предупреждению нарушений законодательства в сфере государственного оборонного заказа;
  • обеспечивает защиту публичных интересов Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа».

ФАС отслеживает недобросовестную конкуренцию монополистической деятельности и нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающего возможность хозяйствующим субъектам оказывать влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке.

Так, организация, выступая поставщиком определенного товара (оборудования), вольно или невольно может стать звеном в цепочке поставщиков оборудования, необходимого для нужд гособоронзаказа. Да, невольно стать участником такого рода правоотношений тоже возможно, т.к. при заключении договора купли-продажи оборудования покупатель данного оборудования может не поставить поставщика в известность, для каких нужд будет производиться закупка. И став участником данных правоотношений, поставщик попадает в так называемую группу риска, т.к. при неисполнении одним из звеньев цепочки условий гособоронзаказа, данный поставщик также будет подвергаться проверке контролирующих органов.

Все проверки контролирующих органов делятся на плановые и внеплановые. Остановимся на них подробнее.
Плановые проверки:

1. Основание проведения. Истечение трех лет со дня:

  • государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • окончания проведения последней плановой проверки.

2. Уведомление. Не менее чем за три рабочих дня до дня начала ее проведения.

Внеплановые проверки:

1. Основание проведения.

  • Материалы, поступившие от правоохранительных органов, федеральных органов исполнительной власти, государственных заказчиков, головных исполнителей и исполнителей государственного оборонного заказа;
  • сообщения и заявления юридических лиц, физических ли, сообщения в средствах массовой информации;
  • истечение срока исполнения предписания;
  • поручения (указания) Президента РФ и поручения Правительства РФ;
  • обнаружение контролирующим органом признаков нарушения.

2. Уведомление. Не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Следует обратить внимание, что если вы не получили уведомление о начале проверки, это не значит, что к вам в организацию не может прийти контролирующий орган. Может. Если, проверка проводится по факту нарушения Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов) в части картельных сговоров на торгах, то уведомлять о начале проверки контролирующий орган не должен.

В соответствии с антимонопольным законодательством (ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции») «признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:

  1. установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;
  2. повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
  3. разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
  4. сокращению или прекращению производства товаров;
  5. отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками)».

По материалам Управления общественных связей ФАС России. 2 июня 2015 года ФАС России вынесла свое первое решение в отношении ряда компаний по организации картеля в сфере государственного оборонного заказа. Целью антиконкурентного соглашения являлось сохранение максимальной цены государственного контракта на аукционах в электронной форме (снижение цены на аукционах составляло 1%). При этом одна из компаний не только координировала экономическую деятельность указанных хозяйствующих субъектов, но и в конечном итоге получала заказы на исполнение контрактов как субподрядчик. В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководители всех компаний признались в совершении правонарушения, добровольно отказались от участия в сговоре и подали заявление об освобождении в порядке примечания 1 к статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Что интересно, само расследование антимонопольного органа началось с заявления компании, которую, по их мнению, незаконно отстранили от участия в торгах.

Срок проведения проверок:

  • не более чем тридцать календарных дней;
  • может быть продлен руководителем контролирующего органа не более чем на шестьдесят календарных дней.

Работники ФАС России при проведении проверки вправе:

  • осуществлять доступ на территорию и в помещение проверяемого лица;
  • производить осмотр территорий, помещений (за исключением жилых помещений проверяемого лица), документов и предметов проверяемого лица (в присутствии понятых, проверяемого лица, его представителя, при необходимости специалистов и (или) экспертов);
  • истребовать у проверяемого лица необходимые для проведения проверки информацию и документы.

По словам начальника Управления контроля тылового обеспечения и капитального строительства в сфере ГОЗ ФАС России  О. Е.Балуева: «Если говорить о нарушении антимонопольного законодательства, то чаще всего встречаются нарушения статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением) в части установления, поддержания монопольно высокой или монопольно низкой цены товара и нарушения установленного законом порядка ценообразования. А также статьи 11 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов) в части картельных сговоров на торгах».

Теперь о сроке давности.

Дело о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения. При длящемся нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа срок давности исчисляется со дня окончания нарушения или его обнаружения.

Завершить данное сообщение хотелось бы такими словами: исполняйте свои обязательства по договорам и никакая проверка контролирующих органов вам страшна не будет.

Автор статьи:
Полина Кулагина – юрисконсульт компании “Альта Виа”.