Alta-via — это юристы, финансисты, бухгалтеры и специалисты по кадрам, выступающие единым фронтом.
Аналилитические обзоры. Практика применения законодательства. Рекомендации владельцам бизнеса. Успешные кейсы. Обзоры законодательных нововведений и инициатив.
Предлагаем обсудить разъяснения, изложенные в письме Минфина РФ от 18 октября 2012 г. N 03-01-18/8-145.
Данные разъяснения касаются применения положений НК о налоговом контроле в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
Представляется, что у налоговых органов могут возникнуть некоторые проблемы с применением разъяснений, содержащихся в письме Минфина.
В частности, Минфин считает так:
«В случаях совершения между взаимозависимыми лицами сделок, не отвечающих признакам контролируемых, контроль соответствия цен, примененных в таких сделках, рыночным ценам может быть предметом выездных и камеральных проверок. При этом в целях определения фактической цены сделки, в которой предполагается занижение суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему Российской Федерации, считаем возможным применять методы, установленные главой 14.3 Кодекса».
Короткое пояснение:
Предположим, ИФНС провела выездную проверку, в ходе которой применила указанные разъяснения Минфина и пересмотрела доходы по сделке между взаимозависимыми лицами, не отнесённой к контролируемым сделкам.
Налогоплательщик оспорил решение ИФНС в суде.
Предлагаем представить возможные доводы налогоплательщика:
Таким образом, здесь прямо предусмотрено, что определение доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами осуществляет федеральный, а не территориальный орган ФНС.
Здесь ясно указано, кто проверяет полноту исчисления налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. И это не ИФНС.
Однако п. 6 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ (которым и были внесены обсуждаемые изменения по взаимозависимости) установлено: положения статей 20 и 40 Налогового кодекса Российской Федерации со дня вступления в силу настоящего Федерального закона применяются исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
То есть по сделкам, доходы/расходы по которым признаны с 01.01.2012, положения ст.ст. 20, 40 НК не применяются.
Подытоживая: ранее ИФНС обладала правом пересматривать цены на основании ст.ст. 20, 40 НК; сейчас это основание исключили; взамен добавили новый раздел о взаимозависимости; нормами нового раздела предусмотрено, что пересмотр цены по сделкам с взаимозависимостью производится только федеральным органом НС.
В изложенных условиях не совсем ясно, на каком основании ИФНС (территориальные органы) будут пересматривать цены по сделкам с взаимозависимостью, если старое основание (ст.ст. 20, 40 НК) у них отобрали, а по новому основанию пересматривать цены вправе только ФНС (федеральный орган) и только в отношении контролируемых сделок.
Точнее говоря, совсем не ясно.
Решение суда по данному спору предугадать сложно. Практики по данному вопросу пока вообще нет. Никакой (в Консультант+ ни одного судебного акта по всему новому разделу НК о взаимозависимости).
Однако считаем, что у налогоплательщика будут неплохие шансы выиграть. Хотя бы потому, что позиция налогоплательщика имеет очевидное правовое основание. А в рассматриваемом письме Минфина приводится лишь мнение без правового обоснования.
Исходя из буквального толкования норм раздела V.1 НК, новые правила данного раздела не предусматривают определение ИФНС доходов/расходов/выручки по сделкам между взаимозависимыми лицами, не относящимся к контролируемым сделкам.
В противном случае не ясна цель нормы п. 6 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ о применении ст. 40 НК исключительно к сделкам, доходы/расходы по которым признаны до 01.01.2012.
Если бы законодатель действовал в соответствии с разъяснениями Минфина, было бы логичным исключить применение ст. 20 (определение взаимозависимости) и частично ст. 40 (в части методов пересмотра цен) к новым сделкам. При этом к новым сделкам бы применялись положения введённого раздела V.1 НК о взаимозависимости и методах пересмотра цен. Но в то же время следовало бы сохранить предусмотренное ст. 40 НК право налогового органа проверять правильность применения цен по сделкам.
Однако данное право в части сделок, доходы/расходы по которым признаны с 01.01.2012, в настоящее время не может быть обосновано ссылкой на ст. 40 НК.
Полагаем, такой подход не лишён смысла. Поскольку пересмотр доходов/расходов/выручки по сделкам требует от налогового органа немалой квалификации и значительных ресурсов (интеллектуальных и временных прежде всего). Как правило, инспекции ФНС испытывают некоторые сложности с квалификацией и ресурсами. Для того, чтобы эффективно решить задачу пересмотра доходов/расходов/выручки, законодатель ввёл в НК раздел V.1. Данным разделом определены сделки, наиболее перспективные с точки зрения пересмотра доходов/расходов/выручки (контролируемые сделки). Налоговый контроль в части контролируемых сделок передан в центральный аппарат ФНС, обладающий необходимыми ресурсами для эффективного пересмотра доходов/расходов/выручки.
А сделки, не отнесённые к контролируемым (менее перспективные с точки зрения пересмотра доходов/расходов/выручки), освобождены от контроля правильности применения цен.
В то же время, данный подход обозначает, что в случае совершения между взаимозависимыми лицами неконтролируемой сделки (например, продажа недвижимости за 1 рубль) ИФНС в ходе камеральной или выездной проверки не вправе пересматривать указанную цену (явно заниженную). Также ИФНС не имеет оснований сообщать в центральный аппарат ФНС об указанной сделке для пересмотра цены (поскольку сделка не является контролируемой).
Представить столь высокий уровень свободы в налоговых отношениях достаточно сложно. Практически невозможно.
Поэтому предполагаем, что в налоговой и судебной практике по вопросу пересмотра цен в ходе камеральных и выездных проверок будет применяться следующая нехитрая концепция:
Возможен иной вариант: ИФНС обнаруживает в ходе проведения камеральной или выездной проверки сделку, которая может быть квалифицирована в качестве контролируемой (например, в связи с предварительной оценкой налоговым органом реальной цены по такой сделке); ИФНС извещает о такой сделке ФНС; далее ФНС решает, проводить ли проверку налогоплательщика в порядке, предусмотренном разделом V.1 НК (в зависимости от того, относится ли сделка к контролируемым, а также с учётом «перспективности» налогоплательщика). Представляется, что данный вариант в большей степени соответствует нормам раздела V.1 НК.
Как это будет на самом деле? Поживём – увидим.
А для налогоплательщика всё это означает, что даже если сделки между взаимозависимыми лицами формально не относятся к контролируемым, пересмотр цены по таким сделкам возможен. Иной подход придётся обосновывать в суде (с неясными перспективами).
Поэтому следует осторожно подходить к вопросу определения цен в сделках с взаимозависимыми лицами, даже не относящихся к контролируемым. И указывать цены, близкие к рыночным (с учётом допустимых колебаний +/- 20%). По крайней мере, до тех пор, пока не сформируется судебная практика по данному вопросу.
Статью подготовили:
Мирошниченко Яна — ведущий юрисконсульт Alta-via
Баранов Максим — ведущий юрисконсульт Alta-via
Колесникова Татьяна — ведущий юрисконсульт Alta-via
Мы готовы ответить на любые ваши вопросы. Пожалуйста, заполните форму и оставьте свои контактные данные.
Наш менеджер свяжется с вами
Оставьте свои данные и мы свяжемся с вами любым удобным для вас способом
Прикрепить резюме