В целях обеспечения объектов недвижимости теплоснабжением абоненту необходимо заключить договор с энергоснабжающей организацией. В таком договоре помимо прочего, предусматриваются точка (точки) поставки тепловой энергии, ее количество (объем).

Если вышеуказанные условия изменяются, то необходимо внести соответствующие изменения в договор.

Увеличение объема потребляемой тепловой энергии, расходуемой для отопления не предусмотренных договором объектов без заключения дополнительного соглашения будет рассматриваться как бездоговорное потребление тепловой энергии и теплоносителя.

ФЗ «О теплоснабжении» (далее – «Закон») к бездоговорному потреблению тепловой энергии относит потребление теплоэнергии (ТЭ) и теплоносителя (ТН):

  • без заключения соответствующего договора теплоснабжения;
  • с использованием теплопотребляющих установок (ТУ), подключенных (технологически присоединенных) к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения (технологического присоединения);
  • после введения ограничения подачи ТЭ объеме, превышающем допустимый объем потребления;
  • после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи ТЭ или прекращении потребления теплоэнергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем.

Рассмотрим более подробно вопрос о бездоговорном энергопотреблении на примере хозяйствующего субъекта, который после заключения договора энергоснабжения, предусматривающего определенные точки поставки, впоследствии построил на своей территории дополнительные объекты, к которым самовольно подвел теплоснабжение от одной из предусмотренных договором точек поставки (с нарушением установленного порядка технологического присоединения ТУ).

Результатом такого подключения является существенное увеличение расходования ТЭ и ТН, что фиксируется соответствующими приборами учета энергоснабжающей организации. Такое подключение подпадает под бездоговорное потребление ТЭ.

По закону теплоснабжающей организацией при выявлении факта бездоговорного потребления ТЭ составляется соответствующий акт, на основании которого осуществляется расчет объема и стоимости бездоговорного энергопотребления (в т.ч. ТН), исходя из периода, истекшего с даты предыдущей проверки, в месте осуществления бездоговорного потребления, но не более, чем за 3 года.

Нормативно установлено, что величина тепловой нагрузки каждой из систем теплопотребления может устанавливаться девятью разными методами:

1) по данным о максимальной часовой тепловой нагрузке объекта теплопотребления, установленной в договоре энергоснабжения;

2) по данным о максимальной часовой тепловой нагрузке объекта теплопотребления, установленной в договоре на подключение к системе теплоснабжения;

3) по данным приборов учета ТЭ, допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих;

4) по данным проектной документации соответствующего объекта теплопотребления;

5) по данным разрешительных документов на подключение объектов теплопотребления (акты, наряды, наряды-допуски на включение теплоснабжения), имеющихся в энергоснабжающей организации или у потребителя;

6) на основании статистических данных приборов технического учета теплоэнергии, имеющихся в энергоснабжающей организации при обоюдном согласии сторон на применение данного метода;

7) метода аналогов (для жилых и общественных зданий);

8) экспертного метода;

9) проектного метода.

Можно предположить, что метод, основанный на данных проектной документации, наиболее точно отражает величину тепловой нагрузки.

Стоимость ТЭ, ТН, полученных в результате бездоговорного потребления, подлежит оплате в 15-тидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации.

В случае неоплаты в указанный срок потребителем стоимости ТЭ, ТН, полученных в результате бездоговорного потребления, теплоснабжающая организация вправе прекратить подачу ТЭ, ТН и взыскать убытки в 1,5-кратном размере их стоимости.

Ограничение режима потребления ТЭ может быть полным или частичным.

Причем если потребитель самостоятельно частично или полностью не ограничит режим бездоговорного потребления, то теплоснабжающая организация вправе ввести полное ограничение режима потребления.

В отношении социально значимых категорий потребителей (например, животноводческие и птицеводческие хозяйства, теплицы; объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций, объекты систем диспетчерского управления железнодорожного, водного и воздушного транспорта, медицинские учреждения) действует специальный порядок введения ограничения режима потребления, в соответствии с которым:

  • предварительно потребителю направляется уведомление о возможном ограничении режима потребления в случае непогашения оплаты задолженности за период бездоговорного энергопотребления;
  • в случае непогашения задолженности может быть введено частичное ограничение режима энергопотребления. В этом случае потребитель обязан принять меры к безаварийному прекращению теплоснабжения и обеспечить безопасность жизни и здоровья людей и сохранность оборудования с обязательным уведомлением об этом теплоснабжающей организации;
  • если в течение 10 дней со дня введения ограничения режима потребления потребитель не погасит задолженность, то может быть введено полное ограничение режима потребления.

Целесообразно отметить, что отказ потребителя от признания задолженности за бездоговорное потребление не является препятствием для введения ограничения режима потребления.

Отмена ограничения режима энергопотребления осуществляется после заключения договора энергоснабжения или внесения соответствующих изменений в ранее заключенный договор.

Наряду с вышеуказанным, стоит отметить, что если увеличение потребляемой ТЭ возникло при неизменности количества ТУ, то такое превышение договорного объема не является основанием для применения правил о бездоговорном потреблении ТЭ. Такой вывод подтверждается п. 2 обзора судебной практики, утв. Президиума ВС РФ от 22.12.2021.