Возможна ли двойная аренда лесных участков и какие проблемы такая аренда может принести? Официальное обсуждение данной темы, как и попытки урегулировать вопрос, начались еще в 2008 году после ответа Рослесхоза на запрос о двойной аренде леса. Ведомство, исходя из совокупного анализа норм Лесного и Гражданского кодексов, сделало вывод о невозможности предоставления в одновременную аренду двум разным лесопользователям одного и того же объекта аренды в виде лесного участка и/или его частей (Письмо Рослесхоза от 02.04.2008 года №МГ-03-28/2198 О возможности предоставления одного лесного участка в аренду нескольким лицам для различных видов его использования).

В 2010 году вышло постановлениеПрезидиума ВАС РФ № 2111/10 по делу NА05-7607/2009 с совершенно иным выводом: двойная (даже множественная) аренда возможна. Данный вывод был сделан на основе принципов лесного законодательства, в частности п. 4 ст. 1 ЛК РФ, гарантирующего обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного и неистощительного использования лесов с учетом того, что отдельные положения закона могут устанавливать особенности аренды как земельных участков, так и иных обособленных природных объектов, коими и являются земли лесного фонда.

При этом двойная аренда земельного участка является невозможной по общему правилу ввиду наличия у арендатора права владения предоставленным им имуществом, что невозможно при одновременной аренде одного и того же объекта (части объекта) разными субъектами, которое повлекло бы за собой проблемы:

  • во-первых, у арендатора возникло бы право утверждать, что имущество ему не было передано или что данным объектом аренды невозможно пользоваться, а значит такой договор теряет всякий смысл;
  • во-вторых, у арендатора возник бы существенный риск ввиду проблематичности или и вовсе невозможности разграничения ответственности между ним и другим арендатором перед арендодателем, в том числе и за вносимые улучшения/изменения в арендуемый объект и последующую обратную передачу объекта арендодателю.

Указанные проблемы являются отнюдь не стабилизирующим деловой оборот фактором для всех сторон: и арендаторов, и арендодателя. Существуют и сложности, связанные с особенностями регулирования эксплуатации именно для данного вида участков, а именно жесткое требование предоставления плана освоения лесного участка в соответствующий орган государственной или муниципальной власти. Без своевременного предоставления данного документа не только запрещается ведение хозяйственной деятельности, но и предусмотрена ответственность вплоть до административной(п. 4 ст. 8.25 КоАП РФ).

Специфика двойной аренды

  • Лесные участки обычно не используются как объект аренды в традиционном понимании. Чаще в «местном», порой сезонном виде (подробнее https://new.wwf.ru/upload/iblock/5c4/non_timber_analysis_altay.pdf), что выражается в неравномерном (во времени и пространстве) использовании лесного участка;
  • необходимость проведения научно-планировочной деятельности по организации хозяйственной деятельности с учетом требований о неистощительном использовании лесов, при которой арендатор обязан учитывать и фактор «соседей» на выделенной ему территории;
  • несмотря на формальное отсутствие права аренды у некоторых лесопользователей, они могут пользоваться ресурсами путем присвоения их на законных основаниях (грибники, травники), остановить которых никто не вправе.

Действующих норм недостаточно для:

  • обеспечения своевременной информационной картины как потенциальных арендаторов и лесопользователей, так и уже прочно хозяйствующих. Остро стоит вопрос получения актуальной информации об имеющихся ресурсах. Сведения о них может не обновляться много лет. Для решения проблемы стоит усилить уже имеющуюся ставку на информационные технологии (космосъемка, аэро-, дроно-, фотосъемка с моментальным внесением в информационные системы), позволяющие без существенных затрат получать актуальную информацию;
  • урегулирования спорных моментов между арендаторами. Например, кто будет и будет ли вообще вырубать лес конкретно на этом пятачке земли, кто будет его потом восстанавливать? Такой банальный вопрос может разрушить деятельность сразу двух лесопользователей;
  • урегулирования спорных моментов между арендаторами и арендодателем. Крайне сложно бывает определить зоны ответственности, кто виноват, что экосистема нарушена, с кого требовать восстановления порушенного.

Как усовершенствовать законодательство?

Стоит расширить полномочия отдельных органов, занимающихся реализацией пользования лесных участков и расположенных на них ресурсах в части регулятивных и посреднических функций. В частности, позволить представителям собственника лесных участков ограничивать права пользования того или иного арендатора либо осуществлять посредничество между арендаторами и иными лесопользователями.

Изменить правила проведения аукционов на аренду лесных участков и предоставить возможность распорядителю лесами вносить ограничительные дополнения в уже существующие договоры аренды. Ввести еще более детальное разграничение процедур по проведению торгов и взаимодействию в данном процессе всех заинтересованных сторон.

Можно закрепить на уровне одного из новых принципов ЛК РФ третейскую функцию государства с последующей конкретизацией нормы в подзаконных актах федерального, регионального и местного.

Более ответственно подходить к разработке лесохозяйственных регламентов на различных уровнях, особенно на местном, где и сосредоточена основная проблема лесопользования и осуществления хозяйственной деятельности. Необходимо отойти от практики слепого копирования норм законов и постановлений, а также вписывания заготовки древесины как основной цели использования лесов.