Взаимодействие власти и частного бизнеса – необходимый элемент рыночной экономики. Достаточно долго эти отношения носили характер сотрудничества, но в последние годы термин «сотрудничество» успешно заменен на «государственно-частное партнерство».

ГЧП является одним из важнейших инструментов решения актуальных общественно значимых задач силами частного бизнеса. Публичный партнер, обладая координирующими функциями, берет на себя обязательство по вовлечению частного сектора в реализацию масштабных инвестиционных проектов, реализовать которые в одиночку он не в состоянии. Привлечение бизнеса на условиях взаимной выгоды обеспечивает возможность довести эти проекты до завершения (Рой О.М. «Коррупционные риски в развитии системы государственно-частного партнерства в России»).

ГЧП в нашей стране – молодое и перспективное направление. В настоящее время ГЧП активно набирает обороты в сфере строительства недвижимости. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 года №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации» ГЧП – это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера и частного партнера, которое осуществляется в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.

Суть ГЧП состоит в том, что публичный партнер (Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование) заключает гражданско-правовой договор (соглашение) с частным партнером об объединении ресурсов и распределении рисков для достижения общественно полезных целей в порядке и на условиях, определенных федеральным законом.

Успешная совместная работа государственно-частного партнерства зависит от многих факторов, в том числе надежности и доверия партнеров, внутренних и внешних факторов среды, конкурентоспособности, развитости рынка и других факторов, при которых развивается такое сотрудничество. В связи с этим особую роль играет оценка возможных рисков реализации проектов государственно-частного партнерства для успешного их осуществления (Внукова Е.М. «Учет рисков при реализации механизма государственно-частного партнерства в Орловской области»).

Множество рискообразующих факторов в строительстве возникают в сфере снабжения, финансов, производства работ, реализации строительной продукции. Основными из них являются следующие:

  • рост цен на строительные материалы;
  • просроченная задолженность по кредитам и займам строительных организаций;
  • превышение кредиторской задолженности над дебиторской организацией, осуществляющей строительную деятельность;
  • высокий уровень оплаты коммерческого кредита; высокая степень износа основных производственных фондов;
  • низкий уровень производительности труда и эффективности производства;
  • недостаток квалифицированных менеджеров и рабочих кадров;
  • погодные условия;
  • аварии на строительных площадках;
  • форс-мажор;
  • неплатежеспособность заказчиков;
  • недобросовестная конкуренция;
  • изменение конъюнктуры рынка;
  • утечка конфиденциальной информации (Ардзинов В.Д. «Управление рисками в строительстве на основе государственно-частного партнерства»).

Коррупция в строительстве

Строительство считается в любой стране самой коррумпированной отраслью. В условиях непрозрачности и непродуманности механизмов конкурсного размещения государственных заказов при неограниченном влиянии на этот процесс самих организаторов резко повышается вероятность коррупционных рисков. Основные причины, обусловливающие коррупционные риски, связаны с институциональными ограничениями, недостаточным регулирующим эффектом со стороны действующих институтов. Коррупцию стимулирует слабая интегрированность антикоррупционных мер в сложившуюся систему государственного регулирования.

Один из показательных примеров проникновения коррупционных схем в реализацию крупнейшего инвестиционного проекта – строительство олимпийских объектов г. Сочи. Подобная практика ставит под удар саму систему государственно-частного партнерства, наличие которой является необходимым условием реализации крупных инвестиционных проектов (Рой О.М. «Коррупционные риски в развитии системы государственно-частного партнерства в России»).

Российское законодательство по ГЧП недостаточно развито, что отрицательно сказывается на инвестиционном климате и повышает риски участников ГЧП-проектов.

Риски возможны на всех шести этапах инвестиционно-строительного процесса:

  • возникновение идеи строительства;
  • разработка проектно-сметной документации;
  • заключение договоров (подряда, снабжения, логистики и др.);
  • строительство по проекту, строительный контроль;
  • сдача-приемка объекта по акту, окончательные расчеты сторон, сдача в эксплуатацию;
  • эксплуатация объекта.

Одним из принципов ГЧП является страхование его рисков. С помощью данного принципа появляется возможность совмещения механизмов предотвращения убытков и в случае их причинения получения компенсаций. Особая роль в процессе распределения рисков принадлежит государству, которое, используя такие инструменты, как гарантии выкупа активов, субординированные кредиты, государственные гарантии, прямые субсидии, способно существенно снизить обременение риском частный бизнес.

Частный бизнес получает возможность работать на долгосрочной основе по имеющим стабильный спрос и прибыль проектам, несмотря на наличие рисков, которые он уменьшает за счет их перераспределения с публичным партнером. Повышается престиж организации, что положительно сказывается при работе с другими коммерческими структурами. Государственные органы власти предоставляют частному партнеру гарантии, которые позволяют привлекать инвестиции для развития бизнеса (Елькина Н.В. «Формирование механизма государственно-частного партнерства в отрасли жилищного строительства»).

Преимущества использования механизмов ГЧП заключаются в снижении рисков, внедрении инноваций, сокращении затрат по проекту, привлечении дополнительных финансовых ресурсов и, безусловно, повышение эффективности инфраструктурного объекта. Все это важно и для органов государственной власти, и для субъектов предпринимательской деятельности (Зверева С.А. «Государственно-частное партнерство: вчера, сегодня, завтра»).

Развитие нормативно-правого обеспечения ГЧП

Для дальнейшего решения нормативно-правового обеспечения развития ГЧП необходимо:

  • создавать новые и корректировать действующие нормы, регулирующие различные стороны отношений и типы ГЧП;
  • совершенствовать отраслевые нормативные правовые акты путем добавления положений, учитывающих специфику ГЧП;
  • формировать новое региональное законодательство, отражающее особенности и приоритеты развития конкретных субъектов Российской Федерации, их опыт и эффективность использования уже существующей нормативно-правовой базы.

Подготовительные мероприятия со стороны государства, должны быть направлены на решение существующих и потенциальных проблем в сфере государственно-частного партнерства, а также на полную и качественную подготовку и эффективное управление проектом, которые могут существенно понизить уровень многочисленных рисков. Для минимизации существующих рисков необходимо более тщательно подходить к выбору частного партнера, учитывая его платежеспособность и финансовую устойчивость, а также усиливать ответственность руководителей публичного партнера за качеством реализуемых проектов.