Рыночная экономика проникла всюду, в том числе и в священный институт брака. Теперь успешные женихи и невесты думают о брачном договоре. Думают о том, как делить имущество, если вдруг не случится «и жили они долго и счастливо». Романтический флер предстоящего свадебного торжества рассеивается на пути к нотариусу, где жених и невеста заключают брачный договор. Как часто случается в России с иностранными заимствованиями, законодатель вводит в оборот институт, успешно используемый в европейских странах, но у нас это работает не совсем так…

Правовая природа брачного договора в РФ

Гражданское право в РФ нетерпимо к нарушению сторонами своих обязательств по договору. Почему же брачный контракт не может содержать условия об ответственности стороны за нарушение обязательств? Или может? В соответствии со ст. 1 Семейного кодекса РФ семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

Однако, в соответствии с абз. 2 пункта 1 ст. 7 осуществление членами семьи своих прав и исполнение ими своих обязанностей не должны нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан. Таким образом, вступая в брак, необходимо помнить, что даже осуществляя свои законные права, вы можете нарушить права и законные интересы других членов семьи.

Семейное законодательство в целом регулирует имущественные и личные неимущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами. Институт брачного договора регулирует только имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. На мой взгляд, это странно. Коль скоро семейное законодательство регулирует и неимущественные отношения, а также устанавливает приоритет построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения и т.д., почему тогда отдельный институт семейного права не может регулировать и неимущественные отношения тоже?

В конце 2016 года Верховный суд РФ оставил в силе решения судов нижестоящих инстанций по иску супруга, обратившегося с заявлением о признании брачного договора недействительным (Определение Верховного Суда РФ от 20.12.2016 N 5-КГ16-174). Примечательным в этом деле является тот факт, что брачный договор предусматривал ответственность супруга за расторжение брака по его инициативе, либо в результате его недостойного поведения (супружеской измены, пьянства, хулиганских действий и т.п.).

Заключая указанный договор, обе стороны (в том числе и истец) согласились с тем, что, если брак будет расторгнут по его инициативе или в результате его недостойного поведения, имущество, нажитое во время брака и относящееся к общей совместной собственности супругов, переходит в собственность супруги (ответчика по делу).  Следует отметить, что брачный договор подлежит нотариальному удостоверению, следовательно, он не может быть заключен лицом, не осознающим и не одобряющим его условий. И хотя в этом деле расторжение брака произошло не в результате недостойного поведения, тем не менее, суды посчитали, что такой размер ответственности – чрезмерен, и в результате реализации условий брачного договора один из супругов попал в крайне неблагоприятное имущественное положение.

Такой вывод кажется крайне нелогичным. Если бы рассматривался спор между поставщиком и покупателем, где поставщик оставил себе весь товар, например, в результате неисполнения покупателем обязательств по предоставлению обеспечения исполнения обязательств, у суда вряд ли возникла бы мысль удовлетворить иск о признании такого договора недействительным по тому основанию, что покупатель не предполагал, что, подписывая договор с такими условиями, он может попасть в неблагоприятное положение и лишиться товара, за который заплатил.

При этом отношения поставщика и покупателя не строятся на чувстве взаимной любви и уважения.

Измены и иное недостойное поведение супруга. Почему закон не защищает жертв домашних предателей?

Личные неимущественные права вообще не могут быть защищены судами поскольку в законодательстве на эту тему один большой пробел. Например, в СК РФ сказано: построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов. Может ли супруг, ставший жертвой измены со стороны другого супруга, получить компенсацию за такое нарушение принципов семейных отношений? Кто и как будет оценивать наличие любви и уважения в поступках членов семьи, уровень взаимопомощи, кто сможет дать оценку ответственности члена семьи за свои действия?

Если брачный договор не может регулировать личные неимущественные отношения, необходимо отразить в нем такие условия, которые не будут их регулировать. Например, условие о том, что супруг, допустивший недостойное поведение (измену) становится обязанным передать определенное имущество, не упорядочивает личную жизнь супругов, а ставит возникновение обязательства в зависимость от наступления определенного события.

Поскольку законодательством определение «измена супруга» не раскрыто, стороны вправе договориться о том, что они будут понимать под указанным термином, возможно в виде перечня действий, и отразить это в брачном договоре. Круг доказательств, допустимых для доказывания факта измены также может быть отражен в брачном договоре, с учетом видов допустимых доказательств, установленных гражданским процессуальным законодательством.

Передача имущества в случае измены не является ответственностью в данной ситуации, а является обязательством, которое появляется у стороны, совершившей действие, указанное в договоре, по аналогии со сделкой под условием (ст. 157 ГК РФ). А в случае неисполнения обязанности передать имущество, потерпевшая сторона вправе помимо требования передать имущество, также требовать выплаты штрафа.

В Великобритании, к примеру, измена является одним из оснований для расторжения брака, и может стать причиной разорения виновной стороны, не осознающей последствия совершения недостойных действий, унижающих честь и достоинство потерпевшей стороны.

Считаю, что лица, вступающие в брак, и посчитавшие для себя возможным заключить брачный договор, вполне способны осознавать последствия совершаемых ими действий и нести ответственность за неисполнение обязательств, предусмотренных договором. Предусмотренный гражданским законодательством принцип свободы договора может и должен распространяться на брачные договоры, не становясь предметом рассуждения судей на тему «Что такое хорошо и что такое плохо», особенно в отсутствие критериев этого «хорошего» и «плохого».

Очевидно, что пока в соответствии с семейным законодательством, любовь, верность и уважение не являются обязательствами для супругов, а сформулированы в виде неких общих размытых принципов, суды не будут даже размышлять над вопросами ответственности за нарушение таких принципов.