+7 (499) 350-55-79
Главная > СтатьиСтатьи > И целой Сибири мало или о том, как мы защитили сельскохозяйственные земли от охотников

И целой Сибири мало или о том, как мы защитили сельскохозяйственные земли от охотников

Картинка

Дело № А70-25010/2022
Цена вопроса: 600 га земли, для тех, кто в теме, тут речь не о стоимости, да и в принципе не о деньгах.
Начало спора: ноябрь 2022
Окончание спора: апрель 2024
Сложность: Архисложная, но архиважная
Время: потребовалось 325 часов, чтобы изучить необходимые документы.
Результат: спор выигран

Это история достойна, чтобы о ней рассказали на всех ведущих каналах России. Только представьте себе Леонид Каневский с экрана телевизора вещает примерно так:

 «Эта история грянула, как гром среди ясного неба, и потрясла небольшой районный центр в Сибири. Злоумышленники покусились на святое — сельскохозяйственную землю колхозов. Да, да, именно колхозов. Масштабы происшествия поражали. О происшествии в считанные часы знали в столице. По звонку были подняты лучшие юристы, но даже они не знали с чем предстоит столкнуться…»

Можно было подумать, что речь идёт о какой-то истории, случившейся в прошлом веке, где-нибудь эдак году 74, но в крайнем случае в 1981.

Но нет, эта случилась в наше время. Речь пойдёт о колхозах, охотниках, коллективной собственности, конечно, о работе юристов.

С чего всё началось

Наш клиент — большое сельскохозяйственное предприятие в Тюменской области. Владеет предприятие тысячами гектар земли, выращивает на них зерновые культуры. В полях, принадлежащих компании, пасут стада крупнорогатого скота. На производстве сотрудники перерабатывают молоко и мясо. В своём районе колхоз является одним из ведущих работодателей, двигателем экономики и вообще местом многих местных событий. Работает агропредприятие на своих сельскохозяйственных землях и на арендованных. Местные жители сдают в аренду колхозу свои земли.

В один весенний день, в самый разгар подготовки к посевной агропредприятие получает письмо от местной охотничьей некоммерческой организации. Письмо, если кратко, о том, что охотники оформили на себя какие-то земли, которые наш клиент планировал в будущем обрабатывать. Ещё там было что-то про суд, про местную администрацию и про какое-то право охотников. В общем, клиент ни на шутку напрягся и обратился к нам.

Что же случилось на самом деле

Мы немедленно вылетели на место происшествия. Нет, не на поля, а в кабинеты, ведь самое интересное всегда там — документы. Мы начали всё досконально изучать: что за земли, что за охотники, что за суд, что вообще происходит… А происходит вот что:

  1. Охотникам предоставлено огромное охотничье угодье на территории района. Охотничья организация имела право для осуществления своей деятельности оформить сельскохозяйственные земли на этой территории в аренду, да ещё и без торгов.
  2. Охотники обратились в местную администрацию, с просьбой отдать земли в аренду. Администрация района отказала охотничьей организации, объяснив, что без торгов предоставлять землю не имеет права.
  3. Охотники пошли в суд оспаривать отказ администрации. А уже суд признал отказ незаконным и постановил обязать администрацию дать землю.
  4. Администрация предоставила сельскохозяйственную землю охотникам по решению суда.

И, казалось бы, раз состоялся суд, который решил, что всё в порядке, то и не к чему придраться. Но мы-то юристы – мы всегда найдём к чему придраться.

В чем были нестыковки

Чтобы выяснить, что на самом деле произошло, мы отправились в местный архив. Мы упорно искали и нашли карты, уже пожелтевшие от старости. Далее нам нужны были кадастровые инженеры. Мы отнесли эти карты кадастровым инженерам…

«Так, стоп! При чем тут архивы, при чем тут карты, кадастровые инженеры? Мы тут вообще-то про спор охотников и колхозников пришли читать», — возразите вы. Ещё немного терпения и всё станет понятно, обещаем.

Отнесли мы карты кадастровым инженерам, объяснили им, чего мы хотим, и оставили их за трудоемкой работой.

Тем временем, мы пошли к клиенту. Беседа состоялась следующая:

Мы: «Собери и приведи к нам местных старожил, у которых есть синие и зеленые бумажки, на которых написано «свидетельство», да побольше таких старожил».

Клиент недоумевает, но не спрашивает зачем, потому что доверяет нам, и идёт собирать жителей. Мы же заперлись в кабинете и принялись за наше любимое дело — за письмо.

И вот в назначенный час приходят кадастровые инженеры и клиент, с более чем 40 местными жителями за спиной.

Перед инженерами мы поставили лишь один вопрос: «Чьи это земли?»

 Кадастровые инженеры: «Земли, которые сейчас у охотников – это земли бывших расформированных колхозов».

Местные жители принесли синие и зеленые бумажки, в которых было указано, что их владельцы имеют право на паи земель бывших колхозов.

Тут нужно пояснить. На этой земле существовали колхозы, которые расформировали в ходе земельной реформы 90-х годов прошлого века. Все земли колхозов поделили поровну между всеми его работниками и выдали им свидетельства. С такими свидетельствами пайщики могли из бывших земель колхозов формировать себе земельные участки и оформлять их на основании Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». А это означает, что землёй, которую суд постановил предоставить, а администрация предоставила охотничьей организации, администрация вовсе не имела права распоряжаться. Эта земля принадлежит бывшим работникам колхозов — пайщикам, и только они могут ею распоряжаться. А они-то не хотели её отдавать охотникам.

Итог

Вооружившись заключением кадастрового инженера, архивными картами, свидетельствами местных жителей и нашей крепкой позицией, мы подали коллективную апелляционную жалобу на решение суда.

В суде мы доказали, что администрация не может распоряжаться спорными 600 га земли и защитили права нашего клиента и 42-х пайщиков, хотя по факту их в разы больше, ведь многие и не знали о нарушениях своих прав.  Мы отменили неправильное решение суда и признали, что администрация не может предоставлять землю охотничьей организации.