Медицинские организации (МО), являющиеся участниками программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (Программа), теперь могут более эффективно использовать бюджетные денежные средства, полученные за оказанную гражданам медицинскую помощь (МП).
В структуре тарифа на оплату МП законом и Правилами ОМС предусмотрены расходы на приобретение основных средств (ОС) стоимостью до 100 тыс. рублей.
Аналогичный лимит на приобретение ОС предусмотрен подп. 1 п. 186 Правил ОМС.
Данный лимит не позволял МО, включенным в единый реестр МО, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, использовать деньги, полученные за оказанную по ОМС медпомощь, на покупку ОС стоимостью свыше 100 тыс. руб.
Такие закупки признавались нецелевым расходованием бюджетных средств ОМС и подлежали возврату в бюджет с уплатой штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств и пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
Однако по закону Правительство РФ вправе при утверждении базовой программы ОМС установить дополнительные элементы структуры тарифа, а субъекты РФ вправе определить в территориальной программе ОМС свою структуру тарифа.
Так, Правительством РФ утверждена Программа на 2022 и плановый период 2023 и 2024 годов, составной частью которой является базовая программа ОМС, предусматривающая дополнительные элементы структуры тарифа, которые позволяют МО использовать средства ОМС на закупку как ОС стоимостью до 100 тыс. руб., так и медицинских изделий, используемых для проведения медицинских вмешательств, лабораторных и инструментальных исследований стоимостью до 1 млн. руб. (при отсутствии у МО не погашенной в течение 3-х месяцев задолженности за счет средств ОМС).
Кроме того, данная Программа предусматривает перечень видов высокотехнологической медицинской помощи (ВМП), не включенных в базовую программу ОМС, при оказании которой полученные за нее денежные средства могут быть использованы МО на приобретение ОС без установления лимита их стоимости.
При этом стоит обратить внимание, что возможность приобретения МО за счет средств, полученных за оказание определенных видов ВМП, ОС, без установления лимита их стоимости, может быть предусмотрена в субъектах РФ соответствующими территориальными Программами как для перечня видов ВМП, не включенных в базовую программу ОМС, так и для перечня видов ВМП, включенных в базовую программу ВМП. Пример тому – территориальная Программа, утвержденная Правительством Москвы на 2022 и плановые периоды 2023 и 2024 годов.

Возможность финансового обеспечения ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, предусмотрена Законом как в отношении включенных в соответствующий перечень федеральных гос. учреждений, так и в отношении частных МО, включенных в утверждаемый Минздравом РФ перечень. В отношении частных МО такое финансовое обеспечение ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, осуществляется посредством предоставления субсидий на основании соглашения, заключаемого между Минздравом РФ, ФФОМС и МО.
Причем Правительство РФ в июне 2022 установило, что остатки субсидии, не использованные МО в текущем году, могут быть использованы ей, в том числе, на расходы по приобретению основных средств без установления лимита стоимости этих основных средств.
Это правило установлено как для гос. учреждений, так и для МО частной системы здравоохранения и подлежит применению при условии достижения МО показателя результативности использования субсидии, а также отсутствия у МО не погашенной в течение 3-х месяцев кредиторской задолженности за счет средств субсидии на оказание ВМП.