28.06.2013 Президент подписал Федеральный закон № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям».

Закон вступает в силу со дня официального опубликования. Для отдельных изменений установлены отдельные сроки их вступления в силу.
Закон предусматривает изменения, существенно ужесточающие налоговое и противолегализационное регулирование.

В настоящем сообщении приводится краткий обзор изменений, вносимых законом.

Налоговое регулирование

  1. При получении от налогового органа документов (запрос, требование, уведомление и т.п.) в электронной форме по телекоммуникационным каналам, налогоплательщик обязан передать налоговому органу квитанцию о приеме таких документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.

Если квитанция не предоставляется в течение 10 дней с момента истечения 6-дневного срока, это является основанием для приостановления операций по счетам налогоплательщика.

Данное изменение противодействует такому процессуальному доводу налогоплательщика, как ненадлежащее уведомление. С учётом изменений, налогоплательщик с электронной формой отчётности практически не может быть уведомлен ненадлежащим образом, либо ценой ненадлежащего уведомления будет приостановление операций по счетам.

Данные изменения вступают в силу с 01.01.2015.

  1. Расширяются возможности налоговых органов по взысканию недоимки с дочерних/основных обществ налогоплательщика. Взыскивать теперь можно и в том случае, если перечисление выручки за реализуемые товары (работы, услуги), передача денежных средств, иного имущества основным (преобладающим, участвующим) обществам (предприятиям), зависимым (дочерним) обществам (предприятиям) были произведены через совокупность взаимосвязанных операций, в том числе в случае, если участники указанных операций не являются основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями).

Данные изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования закона.

  1. Банки обязаны сообщать налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) не только юридических лиц и ИП, но и физических лиц.

Данные изменения вступают в силу с 01.07.2014.

  1. Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа

Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц в банке могут быть запрошены налоговыми органами при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации).

В результате данных изменений, физические лица попадают в «орбиту» налогового контроля. Информация о наличии счетов предоставляется в автоматическом режиме (без запроса), выписки по счетам предоставляются по запросу. Что даёт налоговому органу много новых возможностей в части расчёта НДФЛ.

Данные изменения вступают в силу с 01.07.2014.

  1. Фиксируются полномочия налогового органа по истребованию объяснений (по фактам уменьшения налога в уточнённой декларации, убытка).

При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета).

При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка.

По факту, подобные пояснения запрашиваются налоговым органом и в настоящее время, но без надлежащего правового основания. С принятием изменений, такое правовое основание появляется.

Данные изменения вступают в силу с 01.01.2014.

  1. По НДС – при выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению, налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям.

В случае противоречий с отчётностью контрагента – налоговый орган вправе истребовать практически любые документы.

Данные изменения вступают в силу с 01.01.2015.

  1. При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.

В случае «поздней» подачи уточнённой декларации с уменьшенным налогом/увеличенным убытком, камеральная проверка такой декларации приобретает черты выездной проверки.

Данные изменения вступают в силу с 01.01.2014.

  1. Доступ на территорию и в помещения проверяемого лица теперь возможен и при камеральной проверке декларации по НДС.

Данные изменения вступают в силу с 01.01.2015.

  1. Лица, не являющиеся налогоплательщиками, в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров обязаны вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности.

Данные изменения вступают в силу с 01.01.2014.

  1. Налоговые декларации по НДС – только в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Это требование для всех налогоплательщиков без исключения.

Данные изменения вступают в силу с 01.01.2014.

Противолегализационное регулирование

  1. Расширяется понятие «легализации». Ранее легализация – придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Сейчас легализация – придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

  1. Вводится понятие «бенефициарный владелец» – физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом – юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

Клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований закона, включая информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах.

  1. Расширяются обязанности банков:

при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов – юридических лиц получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с данной организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, а также на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов

принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев

обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации – в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений

предоставлять в уполномоченный орган по его запросу имеющуюся у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов, объем, характер и порядок предоставления которой определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а кредитные организации также предоставлять информацию о движении средств по счетам (вкладам) своих клиентов в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом. Порядок направления уполномоченным органом запросов определяется Правительством Российской Федерации.

  1. Расширяется перечень оснований для документального фиксирования информации банком:

совершение операции, сделки клиентом, в отношении которого уполномоченным органом в организацию направлен либо ранее направлялся запрос уполномоченного органа;

отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

То есть одного запроса Росфинмониторинга будет достаточно для более внимательного контроля банком всех операций клиента.

Отказ от совершения подозрительной операции – сам по себе признаётся подозрительным и подлежащим фиксации.

  1. Кредитные организации теперь вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма
  1. Появляется возможность замораживания (блокировании) денежных средств или иного имущества указанных организации или физического лица.

Основания для замораживания – при наличии достаточных оснований подозревать причастность организации или физического лица к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма), если при этом отсутствуют предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона основания для включения таких организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в том числе при наличии поступившего в уполномоченный орган от компетентного органа иностранного государства обращения о возможной причастности организации или физического лица к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма).

Замораживание осуществляется межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма.

  1. При наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или с финансированием терроризма, Росфинмониторинг направляет соответствующие информацию и материалы в правоохранительные или налоговые органы в соответствии с их компетенцией.

Ранее – информация направлялась только в правоохранительные органы.

Уголовно-правовое регулирование

  1. Справки по операциям и счетам юридических лиц, ИП, по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией на основании судебного решения должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, при наличии сведений о преступлении (без возбуждённого уголовного дела).

Ранее – данные сведения могли предоставляться органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве; органам внутренних дел в отношении юр. лиц и ИП при выявлении налоговых преступлений.

Изменение существенно расширяет возможности получения информации в уголовно-правовых целях:

  • Могут запрашивать органы ОРД, а не только следственные органы
  • Могут запрашивать без возбуждённого уголовного дела
  • Могут запрашивать информацию по операциям, счетам и вкладам физических лиц
  1. Результаты оперативно-розыскной деятельности могут направляться в налоговые органы для использования при реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц.

Следовательно, результаты ОРД (прослушка, снятие информации с технических каналов и т.п.) теперь могут использоваться налоговыми органами на правовых основаниях.

  1. Ужесточения в Уголовном кодексе.

Статья 174. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, Статья 174.1. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления  – снижается крупный размер (с 6 млн. руб. до 1,5 млн. руб.), вводится дополнительный квалифицирующий признак «особо крупный размер» – 6 млн. руб.).

Статья 193. Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации – снижается крупный размер (с 30 млн. руб. до 6 млн. руб.), вводится дополнительный квалифицирующий признак «особо крупный размер» – 30 млн. руб.).

Вводится новая статья 193.1. Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов:

Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на банковские счета одного или нескольких нерезидентов с представлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода, –

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Вводится новая статья 200.1. Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.

Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, совершенное в крупном размере, –

наказывается штрафом в размере от трехкратной до десятикратной суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет.

Данные изменения расширяют возможности правоохранительных органов по более суровой квалификации данных преступлений (за счёт снижения крупного размера), а также позволяют привлекать к ответственности за недостоверные сведения, указанные при валютном контроле.

Регистрация юридических лиц

  1. До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ регистрирующий орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц, регистрирующий орган обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в ЕГРЮЛ.

Заинтересованные лица вправе направить в регистрирующий орган возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения данных в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Регистрирующий орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц.

Включение в единый государственный реестр юридических лиц данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона.

Каким образом будет проводиться проверка данных при регистрации, как определяются и уведомляются заинтересованные лица, как рассматриваются возражения заинтересованных лиц – неизвестно.

  1. Физическое лицо вправе направить в регистрирующий орган письменные возражения относительно предстоящего внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц с указанием своих паспортных данных или в соответствии с законодательством Российской Федерации данных иного удостоверяющего личность документа и идентификационного номера налогоплательщика (при его наличии). Такое возражение может быть направлено в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлено непосредственно, направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет. При направлении возражения почтовым отправлением подлинность подписи физического лица должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
  1. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи (записей) о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации, а также иных записей в связи с реорганизацией юридических лиц не допускается в случае участия в реорганизации юридического лица, в отношении которого принято решение о его ликвидации.

По факту, это означает запрет на участие ликвидирующихся юридических лиц в реорганизации.

  1. Расширяется перечень оснований для отказа в регистрации юридических лиц.

Новые основания:

к) несоответствия сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов;

л) получения регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц;

м) если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий;

н) если физическое лицо – учредитель (участник) юридического лица, являющегося коммерческой организацией, или физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, на основании вступившего в силу приговора суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок и такой срок не истек;

о) если лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации и срок, на который она установлена, не истек;

п) если в отношении индивидуального предпринимателя, являющегося управляющим юридического лица, имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации и срок, на который она установлена, не истек;

р) при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений об адресе юридического лица.

Банкротство

  1. Изменения в субсидиарной ответственности лиц, контролирующих должника (при банкротстве должника).

Вводится презумпция:

Пока не доказано иное, предполагается, что должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц при наличии одного из следующих обстоятельств:

  • причинен вред имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника, включая сделки, указанные в статьях 61.2 и 61.3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»;
  • документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, формирование которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы.

Выводы:

  • изменения ещё не вступили в силу
  • практика применения законодательства с учётом изменений начнёт формироваться к концу 2013 года
  • вследствие этого, нельзя точно определить последствия изменений
  • тем не менее, очевидна заинтересованность законодателя в расширении области финансового контроля и увеличению ответственности за нарушения в области финансов
  • при этом заметна склонность законодателя к преимущественному использованию силовых методов (уголовно-правовых, оперативно-розыскных), а также к улучшению взаимодействия между правоохранительными и финансовыми органами
  • что влечёт общее повышение рисков в сфере экономической деятельности
  • и требует большей осторожности при ведении дел (особенно с учётом того, что налоговые органы смогут использовать результаты оперативно-розыскной деятельности на правовых основаниях)
  • что касается усиления налогового контроля в отношении физических лиц – с 01.07.2014 налоговые органы получат реальную возможность отслеживать безналичные расчёты физических лиц; что влечёт необходимость более внимательного отношения к определению налоговой базы по НДФЛ

Статью подготовил:

Баранов Максим- ведущий юрисконсульт Alta-via