+7 (499) 350-55-79
Главная > СтатьиСтатьи > Как доверять контрагентам?

Как доверять контрагентам?

Картинка

Или

Добро пожаловать в мир успешных продаж!

 Сегодня мы поговорим о важности проверки контрагентов и о том, как это может помочь вашему бизнесу процветать.

В современном мире бизнеса проверка контрагентов стала неотъемлемой частью успеха. Это позволяет избежать финансовых потерь из-за невыполнения обязательств партнёрами и обеспечить соблюдение всех законодательных норм.

И дело здесь не только в желании избежать материальных потерь из-за невыполнения другой стороной по договору принятых на себя обязательств, например, по поставке партий товара или оказанию услуг. Немаловажным является и то обстоятельство, что отсутствие должной осторожности и осмотрительности при выборе партнера по договору – это частая претензия, предъявляемая налоговиками. Налоговая инспекция, установив отсутствие со стороны компании активных действий по проявлению осмотрительности при вступлении в договорные отношения, применит соответствующие санкции:

  • доначислит налог;
  • откажет в налоговом вычете;
  • оштрафует за нарушение, пусть и неумышленное.

Что такое «должная осмотрительность»?

Хороший вопрос: объясняем.

Впервые в России было введено Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53. В пункте 10 высшей судебной инстанцией было разъяснено:

«Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом».

Вот так: предъявляет вам не партнёр, с которым вы продуктивно работали и не клиент, услуги, которому вы оказали. А Российская Налоговая Служба.

И да: на коммерческие организации и ИП была возложена обязанность по проверке контрагентов на благонадежность.

Так что, если нужно кого проверить, не тяните – пишите, мы это сделаем с легкостью.

Позже соответствующие положения были закреплены и в законодательстве: в 2017 году в Налоговый кодекс была введена статья 54.1 – «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и/или суммы налога, сбора, страховых взносов».

Для целей её применения ФНС издала Письмо от 10.03.2021 г. № БВ-4-7/3060@. В нем разъяснены многие вопросы, актуальные для компаний, стремящихся избежать проблем с налоговой инспекцией, связанных с сотрудничеством с ненадежными контрагентами.

Часто такие фирмы называют «техническими компаниями» или «фирмами-однодневками».

Что сделаем мы, если обратиться с вопросом о проверке контрагента?

Смотрите тут

Делимся своими наработками в этом случае.

Единого перечня признаков технической компании не разработан ни законодателем, ни правоприменительным органом. Исходя из сложившейся практики он может быть обозначен лишь примерно:

  • факт «массовости» директора (учредителя) контрагента, т.е. факт их руководства более, чем пятью и участие более, чем в десяти юридических лицах, среднесписочная численность персонала 1-2 человека;
  • отсутствие платежей по банковскому счету контрагента на цели обеспечения   ведения   финансово   –   хозяйственной   деятельности (за аренду   имущества, коммунальные   услуги, уборку   офисов, оплату   труда сотрудников т.д.);
  • наличие у   контрагента   задолженности   перед   бюджетом, участие   в судебных спорах с налоговыми органами; наличие сведений о возбужденных исполнительных производствах в отношении контрагента в связи с неуплатой им налогов (сборов), страховых взносов;
  • отсутствие у контрагента необходимых для осуществления деятельности лицензий, разрешений, свидетельств о   членстве   в   саморегулируемой организации.

Указанный список может быть расширен: ФНС в любом случае оценивает признаки фирм-однодневок в совокупности.

Вот так — налоговая инспекция может сделать вывод о том, что компания не проявила должной осмотрительности и подписала договор с «технической компанией». Всё это произошло если перед заключением сделки честный налогоплательщик не изучил информацию о контрагенте в сети Интернет: в том числе

  • не проверил, есть ли у контрагента собственный сайт и отзывы клиентов,
  • не выяснил информацию о наличии производственных и складских помещений, необходимых для выполнения обязательств,
  • не запросил лицензии и сертификаты на продукцию.

И даже отсутствие у налогоплательщиков документов, которые должны были быть составлены исходя из сути договора может убедить налоговую применить санкции.

Так как, до сих пор не ясно, какой объем документов нужно запросить у будущей стороны по договору, чтобы избежать налоговых рисков. Мы для своих клиентов обязательно делаем следующее:

  • изучение сведений, предоставленных сервисами по анализу деятельности компаний (например, «Спарк», «Контур.Фокус», «Прима-Информ», «За честный бизнес» и не только):
  • изучение сайтов судов РФ на наличие у контрагента текущих споров (например, arbitr.ru, sudrf.ru, sudact.ru),
  • проверка наличия сведений в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, в том числе   достоверность/недостоверность сведений   о директоре/участнике, юридическом   адресе   контрагента, получение электронной выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
  • проверка наличия у контрагента исполнительных производств через сайт ФССП РФ;
  • проверка информации о недвижимости по адресу, который заявлен в качестве фактического или юридического через сайт Росреестра;
  • оценка общего информационного фона о деятельности контрагента, корпоративные сайты, содержащиеся на них контакты (адрес, телефон и прочее);
  • запрос документов у контрагента.

Если вы Организация-плательщик, то вам также необходимо разработать перечень запрашиваемых у контрагента документов.

Он может быть следующим:

  • свидетельство о   регистрации   в   ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе ИНН;
  • устав в действующей редакции;
  • представленные налоговые   декларации   за   последний   отчетный   период;
  • доверенности, уполномочивающие должностных лиц организации/ИП на заключение и подписание договора;
  • копии документов, подтверждающие право собственности на помещение, арендные договоры, подтверждающие   сведения   о   фактическом местонахождении   контрагента, договоры   аренды, лизинга   транспортных средств.

Представьте себе только какое внушительное число контрольных мероприятий нужно провести, чтобы проверить контрагента как можно тщательнее.

Конечно, мы не можем полностью обезопасить ваш бизнес от риска сотрудничества с недобросовестным контрагентом и последующих за этим санкций от налоговой инспекции. Но сотрудничество с нашей юридической компанией сделает ваш бизнес более защищенным.

Мы всегда честно и открыто говорим об этом с нашими Заказчиками.

Именно для этой цели в компании должны быть приняты внутренние регламенты или инструкции, которые будут содержать список действий, необходимых для применения работникам перед вступлением в договорные отношения с контрагентом.

Разработаем для вас «алгоритм», который позволит системно и всесторонне изучить информацию о будущем партнере, а значит, избежать возможных материальных потерь.

Итак, если вы хотите добиться успеха в бизнесе, обязательно уделяйте внимание проверке контрагентов. Это поможет вам избежать неприятностей с налоговой инспекцией и обеспечит стабильность вашего предприятия.

Ждём!