+7 (499) 350-55-79
Главная > СтатьиСтатьи > Как мы защитили куплю-продажу от оспаривания в банкротстве или как работать с товарным знаком. Дело № А46-16163/2021

Как мы защитили куплю-продажу от оспаривания в банкротстве или как работать с товарным знаком. Дело № А46-16163/2021

Картинка

Товарный знак для компании важный инструмент для бизнеса.
Сегодня хотим поделиться историей как товарный знак сыграл главную роль в деле о банкротстве.

Юристы компании часто имеют дело с товарными знаками и могут помочь в регистрации, внесении изменений, аннулировании, оспаривании, защите, оформлении. За подробностями обращайтесь в практику «Интеллектуальная собственность и информационные технологии».

История, которую мы поведаем: об оспаривании в рамках банкротства сделки по купли-продажи товарных знаков.

Реальное дело о банкротстве № А46-16163/2021, смотрите на соответствующем ресурсе.

Дело как дело, ничего не предвещало сложностей или неприятностей. В один прекрасный день конкурсный управляющий обратился к нашему клиенту с заявлением об оспаривании сделки по купле-продаже товарных знаков. И только поэтому простое дело о банкротстве вдруг стало интересным и поучительным.

Основаниями для оспаривания послужили следующие заявления – сделка совершена без встречного удовлетворения, цена сделки не соответствует рыночной.

При этом со стороны управляющего представлен отчет об оценке, согласно которому цена проданных товарных знаков ниже рыночной стоимости. Кажется, что такого? Смысл дела заключался в том, что претензия прилетела от управляющего. Клиент при этом спорить и не собирался.

Для суда важно наличие заявления и спора в принципе, потому обе стороны отправляются в суд решать взаимные претензии.

Мы собрали доказательства, чтобы нивелировать довод управляющего об отсутствии встречного удовлетворения.

При этом обратили внимание, что отчет об оценке, представленный управляющим, составлен за четыре года до совершения оспариваемой сделки.

По закону актуальность отчета об оценке шесть месяцев.

Поясним в чем дело — для тех, кто интересуется товарными знаками.

Если нужно подробно, то лучше обратиться к юристам нашей Практики «Интеллектуальное право и информационные технологии», они на этом, как говорится, «собаку съели».

Дело в том, что товарные знаки — это нематериальный актив, что накладывает свою специфику, в том числе и на определение стоимости этого актива.

Существует три основных подхода к оценке любого актива:

  1. доходный подход,
  2. затратный подход
  3. сравнительный подход.

При определении рыночной оценки товарных знаков наиболее часто применяется доходный подход. Методы оценки в рамках доходного подхода определяют стоимость нематериального актива или группы активов, как настоящую стоимость доходов, денежных потоков или экономии затрат, которые могут в действительности или гипотетически быть получены типичным участником рынка, владеющим этим активом или группой активов.

При осуществлении оценки через доходный подход за основу берутся показатели предыдущих периодов, на основе которых и с учетом динамики рынка и иных показателей экономики делается прогноз поступлений от использования товарного знака в будущем.

Вот так непросто оценить нематериальный актив, при этом нужно регулярно делать мониторинг рынка, чтобы понимать его ценность.

Проще говоря, чем выше количество доходов в прошлом, тем выше уровень доходов в будущем и тем выше стоимость товарного знака.

Товарный знак, который не используется, дешевеет тем больше, чем дольше он не используется.

С первого прочтения сложно для понимания, но если вчитаться и соотнести с реалиями бизнеса, то понимание приходит: товарный знак нужно продвигать и делать его более узнаваемым, чтобы при желании продать его подороже. Но если товарный знак зарегистрирован, но при этом не используется, то стоимость его стремится к нулю.

На момент подготовки отчета оценщика, представленного конкурсным управляющим, указанные товарные знаки активно использовались в деятельности должника, что и отражено в отчете.

Однако, с 2017 года товарные знаки клиента перестали использоваться и приносить какой бы то ни было доход, в связи с чем на момент совершения оспариваемой сделки в 2021 года их стоимость стремилась к нулю.

Тем не менее товарные знаки были проданы по максимальной на тот момент цене, что являлось выгодными условиями для должника в момент совершения сделок.

Конкурсный управляющий не представил отчет об оценке на дату совершения оспариваемой сделки. В судебном заседании управляющий также не просил проведения экспертизы, по актуальной оценке, товарных знаков на момент их реализации.

Мы зацепились за этот факт и подготовили отчет об оценке, который представили суду как доказательства.

А вот со стороны управляющего иных доказательств не было. Суд при рассмотрении заявления принял во внимание именно наш отчет об оценке.

Согласно отчету цены реализуемых по оспариваемой сделке товарных знаков не превышали рыночную стоимость такого имущества.

При таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявлений конкурсного управляющего и в оспаривании сделки было отказано.

Господа предприниматели, следите за своими товарными знаками. Помните, что это ваш, пусть и нематериальный актив. Стоимость актива влияет на благосостояние в будущем.

Если нужна помощь в защите нематериальных активов, то ждём вопросов. Разберемся вместе.