Действующее российское законодательство разрешает заниматься медицинской или фармацевтической деятельностью лицам, у которых есть соответствующий документ: сертификат специалиста (полученный до 1 января 2016 года) или свидетельство об аккредитации специалиста (выданное после 1 января 2016 года).

Справка. Согласно ст. 100 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ (далее – ФЗ № 323), до 1 января 2016 года право заниматься медицинской или фармацевтической деятельностью имеют лица (назовем их врачи/фармацевты), у которых есть соответствующее образование и сертификат специалиста (п. 1 ст. 100 ФЗ № 323). Сертификаты, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2016 года, действуют до истечения указанного в них срока. Срок действия составляет 5 лет (п. 2 ст. 100 ФЗ № 323).

Сертификат специалиста является документом государственного образца (Приказ Минздрава России от 29.11.2012 г. № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста», далее – Приказ № 982н). Документы государственного образца вправе выдавать только образовательные организации, имеющие государственную аккредитацию своей образовательной деятельности (вывод следует из систематического толкования п. 4 ст. 60 и п. 4 ст. 59 ФЗ №323).

Условиями для получения сертификата специалиста являются (п. 5 Приказа № 982н):

  • наличие у соискателя документов, подтверждающих соответствие уровня профессионального образования квалификационным требованиям, предъявляемым к специалистам соответствующей специальности;
  • положительный результат сдачи сертификационного экзамена либо положительный результат прохождения государственной (итоговой) аттестации обучающихся (для лиц, получающих сертификат впервые).

То есть, чтобы врачу/фармацевту продлить заканчивающийся сертификат специалиста, нужно сдать сертификационный экзамен. Для сдачи сертификационного экзамена нужно предъявить комиссии, в числе прочих, документы, подтверждающие обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам (повышения квалификации, профессиональной подготовке), иными словами, удостоверение о повышении квалификации и/или диплом о профессиональной переподготовке.

Справка. Согласно ст. 69 ФЗ № 323 заниматься медицинской или фармацевтической деятельностью вправе лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. Данная статья вступает в силу и будет действовать с 1 января 2016 года. Свидетельство об аккредитации специалиста выдается по результатам прохождения процедуры аккредитации, которая осуществляется не реже 1 раза в 5 лет (п. 3 ст. 69 указанного выше ФЗ № 323, которая также вступает в силу с 1 января 2016 года).

Рынок образовательных услуг в медицине предлагает не только разнообразные программы повышения квалификации и профессиональной подготовки, но и начисление обучающимся врачам/фармацевтам некие баллы, нередко позиционируя их начисление в рамках системы непрерывного медицинского образования (далее – НМО).

Предложение рынка отражает наличие спроса, который связан с бытующим в медицинском сообществе мнением о том, что нужно обязательно накапливать баллы (возможные названия: «кредиты», «образовательные кредиты», «образовательные баллы», «баллы», «зачетные единицы»), потому что накопленные баллы будут в будущем где-то учитываться, что поможет проще и быстрее получить сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста в рамках системы непрерывного медицинского образования.

Предлагаем разобраться, что же представляет собой система НМО, что новое она несет и для чего нужна, а также выяснить, что же представляют из себя баллы?

Система непрерывного медицинского и фармацевтического образования (НМО) в России в настоящее время (октябрь 2015 года) существует на уровне идеи и пилотного проекта, реализуемого Координационным советом по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования (далее – Координационный совет).

Система НМО – это попытка реформировать и модернизировать систему дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования, упростить, по-видимому, процедуры получения врачами/фармацевтами необходимых для ведения медицинской деятельности документов и, вероятно, примирить положения норм ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» с нормами ФЗ «Об обучении в РФ».

Пилотный проект по реализации системы НМО предполагает, что врач/фармацевт будет самостоятельно и, возможно, дистанционно (например, через Интернет) проходить необходимые образовательные модули и отвечать на тестовые вопросы для контроля знаний. Прохождение каждого модуля рассчитано на 1 час образовательной активности и равняется 1 кредиту (единица измерения образовательной активности).

Участие в пилотном проекте для врачей/фармацевтов добровольное и бесплатное.

В проекте Концепции развития системы непрерывного медицинского образования (НМО) с участием профессиональных медицинских организаций в РФ (http://www.msmsu.ru/userdata/manual/doc/pro.pdf) предлагается повышать квалификацию путем организации непрерывности обучения и установления не менее 50 кредитов (зачётных единиц) для каждого врача в год и не менее 250 кредитов в 5 лет.

Образовательные кредиты предполагается начислять также за участие в различных мероприятиях: семинарах, лекциях, конференциях, – которые могут проводиться не только образовательными организациями.

Нужно заметить, что существует целый комплекс неопубликованных (то есть, не имеющих обязательной юридической силы) документов Минздрава по вопросу НМО***. В частности, к таким документах относится Приказ Минздрава РФ от 11.11.2013 г. № 837 «Об утверждении положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования специалистов с высшим медицинским образованием в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в ведении Министерства здравоохранения РФ с участием медицинских профессиональных некоммерческих организаций», из которого следует, что врачи, участвующие в реализации модели, проходят обучение по разработанным образовательным программам, получают некое количество баллов и по окончании освоения образовательных программ сдают сертификационный экзамен (для получения сертификата специалиста).

Образовательные программы, реализуемые в рамках модели, имеют следующие характеристики:

  • модульный принцип построения;
  • объем подготовки должен составлять более 100 часов;
  • доля дистанционных образовательных технологий и электронного обучения составляет не менее 50%;
  • не менее 15% содержания составляет региональный компонент;
  • должны быть согласованы медицинской профессиональной некоммерческой организацией и органом государственной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья, принимавшими участие в ее разработке (не согласованные в рамках модели не применяются);
  • должны предусматривать различные виды образовательной активности;
  • образовательные программы по специальностям разрабатываются отдельно для каждого субъекта РФ, если образовательная организация в рамках реализации модели осуществляет взаимодействие с несколькими субъектами РФ;
  • учет образовательной активности осуществляется в образовательных кредитах (1 образовательный кредит равен 1 академическому часу).

Образовательные программы, за прохождение которых Координационным советом начисляются баллы в рамках пилотного проекта, могут быть подготовлены Координационным советом или профессиональными медицинскими сообществами, но во втором случае они обязательно должны быть одобрены Координационным советом (баллы Координационный совет начисляет только за одобренные образовательные программы).

Вследствие того, что система НМО существует на уровне пилотного проекта (то есть, не является обязательной), образовательные кредиты (баллы), которые начисляются Координационным советом, а также баллы, которые различные организации (образовательные и не очень) пытаются начислять, начисляют и даже указывают в выдаваемых документах (например, сертификатах об участии в мероприятиях), не помогут в получении сертификата специалиста. Баллы невозможно конвертировать в сертификат специалиста: экзамен необходимо будет сдавать все равно, вне зависимости от того, какое количество баллов набрано, потому что по действующему законодательству для получения сертификата специалиста понадобится предъявить сертификационной комиссии не баллы, а документы, подтверждающие прохождение обучения.

Таким образом, мнение медицинского сообщества о том, что баллы пригодятся и будут учитываться, соответствует действительности только в той части, которая касается пилотного проекта Координационного совета. За прохождение аккредитованных Координационным советом образовательных программ (модулей) и участие в аккредитованных им мероприятиях действительно начисляются образовательные кредиты, которые учитываются в рамках пилотного проекта. И только.

Автор статьи считает, что в ближайшем будущем (во всяком случае, до изменения законодательства и введения системы НМО с баллами в качестве обязательной) баллы (даже баллы Координационного совета) не пригодятся и использовать их для получения сертификата специалиста/свидетельства об аккредитации не удастся.

Автор разделяет мнение о том, что накопленные баллы/кредиты в системе НМО должны будут учитываться или даже должны обуславливать получение врачом/фармацевтом сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации специалиста), потому что другой практический интерес баллов в системе НМО представить сложно.

Из всего вышесказанного есть еще один вывод: если вы являетесь врачом или фармацевтом, то вам лучше позаботиться о продлении своего сертификата специалиста до 1 января 2016 года, потому что не очень ясно, как будет в дальнейшем развиваться законодательство и как в будущем будет реализовываться система аккредитации.

Р.S. Автору настоящей статьи довелось на практике столкнуться с интересным явлением начисления баллов. Клиенту, который оказывает образовательные услуги в сфере дополнительного медицинского образования, предложили сотрудничество на следующих условиях: контрагент будет начислять некие баллы обучающимся клиента, а клиент будет платить ему за эти услуги. Баллы контрагент позиционировал как баллы в рамках системы непрерывного медицинского образования, которые будут учитываться самим контрагентом в его системе учета баллов.

Баллы контрагент был готов начислять за разовые лекции, семинары, конференции, проводимые клиентом, и указывать это на документах об участии. Напомним, что такой документ (назовем его сертификат об участии в мероприятии) подтверждает только факт участия и не подтверждает факт получения образования/квалификации или факт обучения, потому что не является удостоверением о повышении квалификации и дипломом о профессиональной переподготовке.

Автор настоящей статьи после анализа ситуации предложил клиенту взвесить при принятии решения все риски, которые связаны с обучающимся (потребителем), в частности, учесть необходимость информирования о содержании оказываемой образовательной услуги: что начисляемые по итогам участия в разовых семинарах, лекциях, конференциях баллы не являются образовательными кредитами/зачетными единицами в рамках системы НМО и для целей получения сертификата специалиста /свидетельства об аккредитации не пригодятся.

***Справка. Координационный совет был создан 18 февраля 2013 года Приказом Минздрава № 82 «О координационном совете по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения РФ», который не был опубликован.

Министерство здравоохранения РФ является федеральным министерством (федеральным органом исполнительной власти), руководство деятельностью которого осуществляется Правительством РФ.

Согласно п. 9, 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в течение 10 дней после дня их государственной регистрации подлежат официальному опубликованию.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

В «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (разработан Минэкономразвития России, опубликован 30 апреля 2013 года на сайте: http://www.economy.gov.ru) сказано, что «модернизация российской экономики будет сопровождаться увеличением спроса на высококвалифицированные кадры. Формирование квалифицированных рабочих кадров в соответствии с потребностями экономики предусматривает улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе реформирования системы профессионального образования всех уровней, развития системы непрерывного профессионального образования, системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом государственных приоритетов развития экономики».

В Распоряжении Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (опубликован вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»)» сказано, что реализация целей развития системы здравоохранения предполагает решение, в том числе, задачи по обеспечению «подготовки и переподготовки медицинских кадров на основе непрерывного образования, повышению профессионального уровня и внедрению передовых медицинских технологий, разработку стандартов подготовки управленческих кадров в системе здравоохранения и реализацию образовательных программ».

В п. 2 ст. 82 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (опубликован и вступил в силу 1 сентября 2013 года), указано, что «реализация профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования обеспечивает непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации».

Существует целый ряд неопубликованных документов Министерства здравоохранения РФ по теме непрерывного медицинского образования:

1. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 11.11.2013 г. № 837 «Об утверждении положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций».

Данным приказом утверждена модель отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для ряда врачей (перечислены в названии документа), которую планировалось реализовывать на базе ряда ведущих вузов России с 01.12.2013 г. по 31.01.2015 г. Модель состояла в следующем: ведущие вузы России (образовательные организации) разрабатывают дополнительные профессиональные программы повышения квалификации по специальностям «Педиатрия», «Терапия», «Общая врачебная практика (семейная медицина)» с участием общественных профессиональных организаций и органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья.

Характеристики таких программ:

  • модульный принцип построения;
  • объем подготовки более 100 часов;
  • доля дистанционных образовательных технологий и электронного обучения не менее 50%;
  • не менее 15% содержания составляет региональный компонент;
  • согласование общественной профессиональной организацией и органом государственной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья, принимавшими участие в ее разработке (не согласованные в рамках модели не применяются);
  • должны предусматривать различные виды образовательной активности;
  • образовательные программы по специальностям разрабатываются отдельно для каждого субъекта РФ, если образовательная организация в рамках реализации модели осуществляет взаимодействие с несколькими субъектами РФ.

Врачи принимают участие в реализации модели на добровольной основе, на основании договора об образовании в рамках государственного задания на подготовку специалистов.

Врачи проходят обучение по разработанным образовательным программам и по их окончании должны сдать сертификационный экзамен, к проведению которого привлекаются представители общественных профессиональных организаций и органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья, принимавших участие в разработке образовательной программы.

Методическое сопровождение, анализ текущих и итоговых результатов, а также формирование отчета о реализации модели и направление его в адрес Минздрава России осуществляет ГБОУ ДПО «Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию» Министерства здравоохранения РФ. Основу анализа результатов и сформированного отчета о реализации модели составляет информация, представляемая образовательными и иными организациями, общественными профессиональными организациями.

2. В неопубликованный Приказ № 837 были внесены изменения неопубликованным Приказом Министерства здравоохранения РФ от 9.06.2015 г. № 328 «О внесении изменений в Приказ Министерства здравоохранения РФ от 11.11.2013 г. №837…».

Что изменилось?

Срок реализации модели продлен до 31 декабря 2020 года.

Действие модели распространено на всех специалистов с высшим медицинским образованием. Модель реализуется путем обучения специалистов с высшим медицинским образованием (врачи) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства здравоохранения РФ, по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации. Допускается участие иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по согласованию федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют функции и полномочия учредителя данных организаций, с Минздравом России.
Образовательные организации разрабатывают в рамках модели дополнительные профессиональные программы повышения квалификации по специальностям медицинского образования с участием медицинских профессиональных некоммерческих организаций и органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья.

Характеристики образовательных программ остались теми же, за двумя исключениями:

  • согласовывать их должны медицинская профессиональная некоммерческая организация и орган государственной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья, принимавшие участие в ее разработке (не согласованные в рамках модели не применяются);
  • введена новая характеристика – учет образовательной активности осуществляется в образовательных кредитах (1 образовательный кредит равен 1 академическому часу.

Основу анализа результатов и сформированного отчета о реализации модели составляет информация, представляемая образовательными и иными организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями.

Врачи так же сдают сертификационные экзамены, но вместо общественных профессиональных организаций привлекаются медицинские профессиональные некоммерческие организации.

3. Приказ от 24 марта 2014 г. № 260 «О внедрении модели непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых и врачей-педиатров участковых».

Директорам ГКУ дирекций по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения ЦАО, ВАО, СЗАО, СВАО, ЮАО г. Москвы было предписано обеспечить участие врачей-терапевтов участковых и врачей-педиатров участковых, работающих в медицинских организациях государственной системы здравоохранения, в реализации образовательных программ по непрерывному медицинскому образованию, а также подать списки таких участвующих врачей в срок до 28.03.2014 года.

Образовательные программы по НМО реализовывались на базе ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» Министерства здравоохранения РФ (ЦАО, ВАО):

  • ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения РФ (СЗАО, СВАО);
  • ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ЮАО).

4. Письмо Минздрава от 27 июля 2015 г. № 16-2/10/2-4182, которым Минздрав информировал о текущей ситуации по вопросу реализации модели отработки основных принципов НМО: в течение 2014 года отрабатывался проект системы непрерывного профессионального медицинского образования. Целевой аудиторией модели являлись врачи-терапевты участковые, врачи-педиатры участковые, врачи общей практики, врачи-кардиологи, врачи скорой медицинской помощи, врачи организации здравоохранения и общественного здоровья. В проекте принимали участие 16 образовательных и научных организаций Минздрава России, 11 общественных профессиональных организаций, 10 органов исполнительной власти в сфере здравоохранения субъектов РФ.

Проект реализовывался с учетом принципов непрерывного медицинского образования: внедрения непрерывности обучения работника (в течение всего календарного года, отдельными циклами или модулями путем прохождения отдельных учебных мероприятий); применения в обучении дистанционных образовательных технологий и электронного обучения; формирования программ с учетом наиболее актуальных проблем практического здравоохранения; сетевого взаимодействия образовательных и профессиональных общественных организаций.

В 2015 году продолжается работа по адаптации системы непрерывного профессионального медицинского образования с применением IT-технологий.

В настоящее время количество зарегистрированных пользователей на сайте http://www.sovetnmo.ru составляет 3553 человека. Предлагаем всем заинтересованным лицам активизировать деятельность по развитию системы непрерывного медицинского образования и принять участие в реализации данного проекта.

Широкомасштабное внедрение системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования и использование современных образовательных технологий позволит обеспечить высокий уровень профессионального мастерства медицинских работников и станет основой для поэтапного введения аккредитации медицинских специалистов как системы допуска к осуществлению медицинской (фармацевтической) деятельности.

5. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 27 августа 2015 г. № 599 «Об организации внедрения в подведомственных Министерству здравоохранения РФ образовательных и научных организациях подготовки медицинских работников по дополнительным профессиональным программам с применением образовательного сертификата».

Что такое образовательный сертификат, данный Приказ не разъясняет.

Разъясняет только, что такое «виртуальный образовательный сертификат» – электронный документ, предоставляющий его обладателю право на подготовку в образовательных и научных организациях.

Приказ определяет некий порядок организации внедрения в подведомственных Минздраву РФ образовательных и научных организациях подготовки медицинских работников, имеющих высшее медицинское образование, по дополнительным профессиональным программам с применением образовательного сертификата в 2015 году, который заключается в том, что с применением образовательного сертификата могут быть реализованы некоторые дополнительные профессиональные программы, а также отдельные модули дополнительных профессиональных программ:

  • образовательные программы различной продолжительности, предусмотренные календарными планами дополнительного профессионального образования образовательных и научных организаций на 2015 год;
  • образовательные программы, разработанные в рамках модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования с участием общественных профессиональных организаций, предусмотренной приказом Минздрава РФ от 11.11.13 г. № 837;
  • образовательные программы по наиболее актуальным вопросам профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний, иных заболеваний, оказывающих основное влияние на заболеваемость и смертность населения, специально разработанные образовательными и научными организациями для подготовки, имеющие модульный принцип построения и включающие в себя учебный план, рабочие программы модулей, рабочие программы симуляционных курсов, рабочие программы стажировок, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий.

Реализация образовательных программ может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно).

Допускается реализация образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также сетевой формы.

Образовательные и научные организации предоставляют медицинским работникам возможность прохождения симуляционных курсов и стажировки.

Образовательные и научные организации проходят регистрацию на интернет-ресурсе «Портал непрерывного медицинского образования» с размещением перечня образовательных программ, которые могут быть реализованы с применением образовательного сертификата.

На основе перечней образовательных программ, представленных образовательными и научными организациями, формируется реестр образовательных программ, реализуемых с применением образовательного сертификата, содержащий наименование образовательной или научной организации, наименование образовательной программы, планируемые сроки и форму ее реализации, указание на целевую аудиторию.

Заинтересованные органы государственной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья в период внедрения подготовки:

  • организуют информирование медицинских работников и медицинских организаций по вопросам взаимодействия медицинских организаций и образовательных (научных) организаций;
  • обеспечивают внесение информации о медицинских работниках в Федеральный регистр медицинских работников (Приказ Минздрава РФ от 31 декабря 2013 г. № 1159н «Об утверждении Порядка ведения персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности лиц, участвующих в оказании медицинских услуг», опубликован).

Медицинские работники проходят регистрацию на интернет-ресурсе «Портал непрерывного медицинского образования» в модуле «Личный кабинет» (далее – регистрация).

Регистрация доступна для медицинских работников, информация о которых содержится в Федеральном регистре медицинских работников.

Медицинские работники, успешно прошедшие регистрацию, получают доступ к виртуальному образовательному сертификату, реестру образовательных программ, которые могут быть реализованы с применением образовательного сертификата, инструменту, обеспечивающему формирование индивидуального плана обучения и возможность создания предварительной заявки для зачисления на подготовку по выбранной образовательной программе.

Виртуальный образовательный сертификат является электронным документом, предоставляющим его обладателю право на подготовку в образовательных и научных организациях.

Виртуальный образовательный сертификат имеет порядковый номер, формируемый посредством интернет-ресурса «Портал непрерывного медицинского образования», содержит сведения о фамилии, имени, отчестве (последнее при наличии), специальности и месте работы его обладателя, информацию о предоставленном объеме подготовки (в академических часах).

После формирования индивидуального плана обучения (набора образовательных программ в рамках предоставляемого объема подготовки) и указания медицинской организации, в которой работает медицинский работник (далее – организация-работодатель), осуществляется бронирование места слушателя на подготовку по выбранным образовательным программам.

Выбор образовательной или научной организации осуществляется медицинским работником путем выбора образовательной программы.

Информация о выбранных образовательных программах в виде электронной копии направления, содержащего индивидуальный код подтверждения, направляется организации-работодателю. В случае согласования руководителем организации-работодателя сроков и тематики подготовки направление, распечатанное на бумажном носителе, подписанное руководителем и заверенное печатью организации-работодателя, выдается медицинскому работнику.

После внесения медицинским работником индивидуального кода подтверждения в модуль «Личный кабинет» интернет-ресурса «Портал непрерывного медицинского образования» образовательная или научная организация получает подтверждение занятости места слушателя.

При отсутствии подтверждения в течение 10 дней бронирование места слушателя аннулируется.

Списание соответствующего количества академических часов из виртуального образовательного сертификата осуществляется после зачисления медицинского работника на подготовку.

Учет освоения медицинским работником образовательной программы ведется в соответствии с локальным нормативным актом образовательной (научной) организации.

Освоение образовательной программы завершается проведением итоговой атте