Налог на добавленную стоимость в России собирают с 1992 года. После введения НДС составлял 28%, с 1994 года – 20%, с 2004 – 18%. С 1 января 2019 года Россия вернулась к показателю 1994 года (НДС взимается в бюджет государства и является первым по объему источником дохода бюджета). Об этом много писали специалисты (и не очень), делали прогнозы, и сейчас мы уже можем видеть первые результаты реформы.

Инфляция и НДС

Величина НДС сказывается на инфляции в первую очередь. Инфляция в России с начала года составила 1,45%, в годовом исчислении – 5,24% (ЦБ не исключал, что в первом квартале 2019 года инфляция может составить 6%). Конечно, инфляция сказывается на бизнесе. Если вы надолго отходите от дел, то вернувшись «в строй», для начала нужно вникнуть в реальную цены и стоимость товаров, услуг (не забывать, что цены могут зависеть от сезона), следить за колебанием курсов валют, политикой государства и т.д. Учитывайте влияние инфляции при проведении финансовых срезов, это поможет установить разумную ценовую политику в вашей компании.

Повышать цены или удерживать клиента

Рост инфляции ставит предпринимателя перед выбором: повышать цены на свои товары (услуги) или стараться удержать клиента за счет низких цен. Предположим, что на определенном этапе времени для производства некоторого количества товаров предприятию необходимо потратить 2 млн. рублей. Готовую продукцию планируется реализовать за 2 млн. 800 тыс. рублей. В связи с повышением НДС, колебанием курса валюты, цен на нефть и прочими факторами изменились цены и для производства того же количества товаров требуется уже не 2 млн., а 2 млн. 800 тыс., то есть реализация этой продукции по ранее рассчитанной цене не даст компании прибыли. Можно решить проблему так: уменьшить количество производимой продукции, чтобы уложиться в 2 млн. и продать не за 2 млн. 800 тыс., а дешевле. Либо так: произвести продукции на 2 или 2,8 млн., но повысить цены на товары.

Если выбрать первый путь, то спустя некоторое время компания начнет работать в убыток, это тупик. Очевидно, что повышение цен неизбежно, и заказчики это прекрасно понимают, хотя, вероятно, кто-то из клиентов и уйдет (повышение цен всегда сказывается на спросе). Но лучше искать новых и зарабатывать, чем удерживать того, кто не вникает или не хочет вникать в реалии рынка, и идти ко дну.

В первую очередь повышение НДС затрагивает несырьевой рынок: строительство, ритейл. Больше проблем возникнет у представителей малого и среднего бизнеса, так как придется поднимать цены условно на величину роста налога. При этом сложно сказать, сохранится ли спрос на их товары и услуги (наверняка многие уже столкнулись с этим и хорошо, если смогли найти решение).

Как сказывается уровень НДС на экономике в долгосрочной перспективе

Повышение ставки НДС важно, поскольку отражается на всех сферах жизни: выросли цены на продуктовую корзину, различные услуги, как водится, подорожал бензин (кстати, произошел рост цен и на автомобили, примерно на 5%). При этом начало года по прогнозам Центробанка и будет пиком роста цен и инфляции. Хотя такие прогнозы ни о чем не говорят, по сути. Кто знает, сколько завтра будет стоить нефть или какой будет курс евро/доллара?

На примере Великобритании, которая в 2011 году уже прошла путь повышения НДС с 17,5% до 20%, можно отметить, что все-таки нужно досконально просчитывать последствия увеличения налоговой нагрузки на потребителя. Именно на потребителя, потому что в конечном итоге на его плечи ложится дополнительная финансовая нагрузка. Британские ученые подсчитали, что в результате повышения НДС инфляция потребительских цен вырастет на 0,6-0,8% в год, расходы среднестатистической семьи вырастут на пятьсот фунтов стерлингов в год. И влияние на розничный бизнес эксперты учли: как мы и говорили ранее, крупный бизнес сильно не пострадает от роста НДС, а вот малому придется туго. Изменения ожидаются не только в ценовой политике компаний, но и в существовании небольших организаций и магазинов как таковых и, как следствие, ожидается сокращение рабочих мест и рост безработицы.

Как происходил рост НДС

Спустя месяц британцы с ужасом взирали на ценники товаров в магазинах, причем особо грамотные производители успели поднять цены в день официально объявления о повышении ставки НДС. Некоторые товары подорожали на 28-35%, и это в стране, где инфляция достаточно низкая (на уровне 3%). После повышения НДС до 20% инфляция за первый месяц возросла до 4%. Конечно, для сильной экономики это не катастрофа, Великобритания не стала страной третьего мира. Но решило ли повышение НДС поставленные задачи? Нет.

После мирового экономического кризиса британская экономика переживала стагнацию, в стране росла безработица, рос долг правительства перед частным сектором. При этом расходы бюджета росли, в первую очередь на социальную сферу (здравоохранение, образование), а доходная часть казны сократилась. В общем, проблема и способ ее решения похожи на нынешнюю ситуацию в России.

Последствия повышения НДС:

  • замедление темпа экономического развития,
  • рост инфляции,
  • падение реального уровня доходов населения,
  • рост безработицы,
  • падение розничных продаж,
  • снижение инвестиционной привлекательности.

Рост реального ВВП замедлился с 1,69% до 1,45% (данные за 2010 и 2011 года – в 2011 поднялась ставка). При этом одна из основных целей, которую преследовало правительство, повышая ставку налога, – сокращение государственного долга, не была достигнута (хотя влияние роста НДС на этот показательно неочевиден, и требуется более тщательный анализ этого вопроса).

Сложно выделить положительные стороны такого пути решения проблем, может быть, один пример и не является истиной в последней инстанции, но он достаточно наглядно иллюстрирует наиболее вероятный результат (к тому же первые месяцы жизни с НДС по 20% это только подтверждают).