Тема настоящей статьи навеяна крайне выборочным подходом законодателя к установлению ответственности для продавцов в сфере оплаты товаров банковскими картами. 1 октября вступила в силу статья 1 Федерального закона от 01.05.2017 года № 88-ФЗ «О внесении изменений в статью 16.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «О национальной платежной системе».

«Пункт 1 статьи 16.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 09.01.1996 года №2-ФЗ) изложить в следующей редакции:

1. Продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

Обязанность обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт распространяется на продавца (исполнителя), у которого выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год превышает сорок миллионов рублей.

Если место оплаты товаров (работ, услуг) находится в месте, где не предоставляются услуги доступа к подвижной радиотелефонной связи и (или) средствам коллективного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», продавец (исполнитель) освобождается от обязанности обеспечить в этом месте возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов.

Продавец освобождается от обязанности обеспечить возможность оплаты товаров с использованием национальных платежных инструментов в торговом объекте, выручка от реализации товаров в котором составляет менее пяти миллионов рублей за предшествующий календарный год».

Интересно в этой редакции статьи лишь то обстоятельство, что раньше порог выручки (учитывающийся в качестве критерия приема платежных инструментов национальной системы платежных карт) определялся в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 года №265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», и составлял 120 млн руб. независимо от количества торговых объектов. Теперь же, если вы, например, являетесь индивидуальным предпринимателем, и у вас есть два магазина, один из которых принес за прошлый год выручку в размере 40,1 млн. рублей, а другой 4,9 млн. рублей, то обеспечить возможность оплаты товаров с использованием национальных платежных инструментов вы обязаны только в том торговом объекте, где выручка превысила 40,1 млн. рублей.

Однако сама статья 16.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» введена еще в 2014 году на волне «импортозамещения» всего, что можно. Импортозамещение не обошло стороной и сферу безналичных расчетов по банковским картам. Правда, в 2014 году еще не было национальных платежных инструментов (платежные карты и иные электронные средства платежа, на которых размещен товарный знак (знак обслуживания), принадлежащий оператору НСПК (национальной платежной системы), и которые предоставляются клиентам участниками НСПК в соответствии с правилами НСПК), да и сама НСПК не функционировала, а только была предметом дискуссий различных рабочих групп, созданных для ее разработки и запуска.

Таким образом, в 2014 году продавец должен был обеспечить возможность оплаты товаров, то есть иметь оборудование, позволяющее принимать оплату именно национальными платежными картами. Однако на тот момент такие карты и НСПК еще не были созданы, но в КоАП РФ уже был внесен пункт 4 ст. 14.8, предусматривающий ответственность за нарушение указанной обязанности с 01.01.2015.

Что касается широко используемых в РФ платежных карт международных платежных систем (Visa, MasterCard и др.), то они не являются национальными платежными инструментами, а поэтому отсутствие у продавца оборудования, не позволяющего принимать оплату международными картами – не образует состава правонарушения, указанного в пункте 4 ст. 14.8 КоАП РФ.

Роспотребнадзор имел возможность штрафовать предпринимателей уже начиная с 01.01.2015 года, однако не делал этого вплоть до 2017 года. Анализ судебной практики показал: рассмотрение дел о подобных правонарушениях было бы абсурдом, так как привлеченным к ответственности за указанное нарушение продавцам достаточно было привести всего лишь один довод в свою защиту – «в настоящий момент не существует национальных платежных инструментов», и у суда не было бы ни одного основания оставить в силе наложенный на продавца штраф.

Интересный факт

Ресторан русской кухни «Dr.Живаго», расположенный на первом этаже отеля «Националь», стал принимать к оплате только национальные карты «Мир». Карты международных платежных систем Visa или MasterCard к оплате не принимаются.

На мой взгляд, такое решение ресторана как продавца существенно ограничивает права потребителей, поскольку потребитель вправе сам выбирать, каким платежным средством ему удобно рассчитываться за товар/услуги. Навязывание продавцами подобных условий (или карта «Мир» или наличные, при отсутствии у тебя и того, и другого), нарушает право лица на приобретение товаров/работ/услуг, поскольку деньги у него имеются, но на международной платежной карте, а купить он ничего не может, поскольку ответственности за отсутствие оборудования для приема международных платежных инструментов – не предусмотрено.

Инициатива государства, принудительно ограничивающего наличные платежи, навязывающего фактически монополию карты «Мир» (в 2017 году эту карту обязали получить всех участников бюджетной системы: учителей, врачей, студентов и т.д.), объяснима – это усиливающееся с годами желание увидеть объем «серого капитала», увидеть на какую сумму продавцы занижают выручку за счет наличных расчетов. Однако, не считаю, что подобные изменения в законодательство могут стимулировать предпринимателей уходить с «темной стороны». Единственная сфера бизнеса, которой изменения и создание таких правовых условий выгодны, это банковская сфера, поскольку именно банки оказывают услуги эквайринга и получают доход от суммы операции по оплате товаров с использованием платежной карты, а также НСПК, которая получает комиссию с каждой сделки.

Не думаю, что продавцы станут оплачивать эти расходы из своей выручки, в связи с чем будут увеличиваться цены товаров. Даже сейчас некоторые магазины (в том числе интернет-магазины), при выборе в качестве способа оплаты банковской карты указывают цену товара, увеличенную на стоимость услуг эквайринга.

Собираясь купить молока, заранее подумайте: стоит сделать это в супермаркете подальше от дома или в небольшом магазине во дворе? Решение принимайте, исходя из того, есть ли в кошельке наличные или только банковская карта…