Медицинским и фармацевтическим компаниям необходимо учитывать некоторые особенности, связанные с их статусами при взаимодействии, в частности, по гражданско-правовым договорам. Некоторые из таких особенностей предлагаю рассмотреть в настоящей статье.

Для совершения оптовых поставок лекарственных средств фармацевтическая компания должна иметь лицензию на оптовую поставку лекарств (письмо ФАС от 17 июля 2013 г. № АД/27592/13 “О рассмотрении обращения”). Если у фармацевтической компании есть лицензия только на розничную продажу товаров, реализация последних возможна только напрямую пациентам.
Так, например, согласно материалам дела N AKПИ16-1012, ИП B. подала административное исковое заявление в Верховный Суд Российской Федерации, в котором просила признать недействующим абзац № 13 пункта второго письма Федеральной антимонопольной службы от 23.10.2014 г. N AД/43043/14 “О разъяснении законодательства о контрактной системе” (далее по тексту Письмо).
Как указывала истец, оспариваемый абзац Письма предусматривает ущемляющее её права требование к участникам закупки на поставку лекарственных средств о наличии у организации оптовой торговли лицензии на фармацевтическую деятельность с указанием “оптовая торговля лекарственными средствами”. Данное требование ограничивает ее возможность стать стороной договора и создает неравные условия для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
В ходе рассмотрения дела суд сделал следующий вывод: содержащееся в абзаце № 13 пункта второго Письма условие не ущемляет права истицы, так как требование о наличии лицензии на фармацевтическую деятельность с указанием “оптовая торговля лекарственными средствами” не выходит за рамки адекватного истолкования положений действующего законодательств и соответствует статье 53 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ
Таким образом в удовлетворении административного иска ИП В. было отказано.

  • Медицинские работники и руководители медицинских организаций не имеют права заключать с организациями и их представителями договоры о назначении или рекомендации пациентам лекарственных препаратов, медицинских изделий, если такие договоры не с вязаны с осуществлением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий.
  • Фармацевтические работники и руководители аптечных организаций не имеют права заключать с организациями и их представителями договоры о предложении населению определенных лекарственных препаратов, медицинских изделий.
  • Медицинские работники и руководители медицинских организаций не имеют права получать от организаций, представителя организации образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий с целью передачи пациентам, кроме случаев клинических исследований лекарственных препаратов или испытаний медицинских изделий.
  • Если в медицинской организации отсутствует аптека как структурное подразделение, то такая организация имеет право на обращение в стороннюю аптечную организацию (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 24 ноября 2021 г. N 1093н). При этом препараты, изготовленные по требованию медицинской организации, не подлежат государственной регистрации (п. 1 ч. 5 статьи 13 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств”).

Таким образом, для оптовой продажи лекарственных средств, заключения различного рода договоров на продвижение тех или иных препаратов, но неисключительно, следует учитывать ряд ограничений, связанных с особым статусом субъектов правоотношений.