Многие из нас сталкивались с ситуациями, когда в час пик, стоя на остановке общественного транспорта, мы вынуждены «дышать» дымом от сигарет лишь потому, что отдельно взятые граждане не утруждают себя отойти на несколько метров от толпы.. или, находясь в зоне для некурящих какого-нибудь ресторана или кафе мы также, невольно, становимся пассивными курильщиками лишь потому, что вентиляция над зоной для курящих не справляется…

Но это лишь субъективная оценка проблемы, с точки зрения некурящего обывателя.

В масштабе страны эта проблема выглядит следующим образом:

По экспертным оценкам, в России курят более 40% взрослого населения – 43,9 млн. человек.

Около 80% населения Российской Федерации ежедневно подвергается пассивному курению.

По оценкам Всемирной организации здравоохранения, из-за болезней, вызванных курением, в Российской Федерации ежегодно умирает до 400 тыс. россиян, более половины таких смертей (63%) приходится на болезни системы кровообращения, что связано с высоким уровнем распространенности потребления табака.

По оценкам экспертов, потери потенциальных лет жизни в трудоспособном возрасте, связанные с преждевременной смертностью, обусловленной курением (у мужчин около 40% всех смертей, у женщин – почти 20%), в целом составляют у мужчин 9 лет, у женщин 5,6 года.

С учетом таких потерь упущенная выгода в производстве ВВП составляет 1,2 трлн. рублей, или 6,3% ВВП.

Такая ситуация получила оценку как угрожающая здоровью населения Российской Федерации и требующая принятия неотложных мер (Из пояснительной записки к проекту Федерального закона).

Государство озадачилось этой проблемой, и на свет появился Федеральный закон от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»  (далее – «Федеральный закон», «Закон»).

Указанный Федеральный закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона для предупреждения возникновения заболеваний, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака, сокращения потребления табака осуществляются следующие меры.

Рассмотрим некоторые из указанных пунктов:

Установление запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах.

После вступления в законную силу Закона, т.е. после 01.06.2013,  будет запрещено курение табака (использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления).

Законом систематизировали и собрали воедино уже существующие запреты, которые приобрели обязательный характер. Сюда включены территории, на которых ранее не было официально запрещено курение. Кроме того, Федеральным законом делегировано право индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам устанавливать запрет курения на своей территории.

Однако с точки зрения все того же обывателя далеко не все территории сюда включены, я бы с удовольствием сюда включил, например, остановки общественного транспорта.

Стоит также отметить, что рассматриваемый закон допускает курение на основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества.

Просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма:

На данном пункте останавливаться не буду, но отмечу один из понравившихся мне пунктов, а именно часть 2 ст.15 Федерального закона:

Просвещение населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляется в семье, в процессе воспитания и обучения в образовательных организациях, в медицинских организациях, а также работодателями на рабочих местах.

А понравился мне этот пункт своей последней частью «…а также работодателями на рабочих местах».

Статья 23 Закона устанавливает, что за нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Совокупность запрета курения на рабочем месте, а также «обязанность» работодателей информировать работников о вреде курения наталкивает на мысль о том, что курение на работе становится дисциплинарным проступком, вот только не понятно будет ли это априори так или же каждому работодателю придется дорабатывать свои локальные нормативные акты.

Каких-либо дополнений в Кодекс об административных нарушениях пока внесено не было, для привлечения к ответственности за нарушение Закона будут применяться уже известные составы.

  • ч. 3 ст. 11.17 КоАП Курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения, либо на судне морского или внутреннего водного транспорта, либо на воздушном судне при продолжительности полета менее трех часов. (Состав действует с 2009 года).
  • Статья 14.2. Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена
  • Статья 14.3. Нарушение законодательства о рекламе
  • Статья 14.15. Нарушение правил продажи отдельных видов товаров

И, что интересно, «Консультант Плюс» делает ссылку на ст. 5.27 КоАП РФ – Нарушение законодательства о труде и об охране труда. Опять-таки, с учетом вышесказанного, можно предположить, что курение на работе не только дисциплинарный проступок, но и целое административное правонарушение.

Подводя итог краткому ознакомлению с Федеральным законом от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»  у меня в мыслях возникают следующие тезисы:

  • Закон, безусловно, необходим, он узаконил и систематизировал ряд запретов, связанных с курением и положил начало комплексной борьбе с курением.
  • Изучив закон, я не увидел каких-либо действительных мер к защите некурящего населения, а ведь запрет курения на остановках общественного транспорта или запрет на зоны для курящих в кафе и ресторанах, с созданием специально оборудованных помещений позволило бы положить начало решению этой проблемы.
  • Не понятно, каким образом будет осуществляться контроль над исполнением указанного закона, если с налоговыми, ценовыми мерами, ограничением/запретом торговли все понятно, то, как быть с запретом курения на отдельных территориях, сложно предположить, что Инспектор труда будет выявлять курящих работников и привлекать их к административной ответственности.
  • Не понятен механизм гражданско-правовой защиты, «Консультант Плюс» дает ссылку на ст. § 2 главы 59 Гражданского кодекса РФ «Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина»… возможны ли будут гражданские дела, где истец, придя в суд, будет доказывать ущерб своему здоровью от того, что его коллега курил на работе.

Статью подготовил:

Добрынин Денис- юрисконсульт Alta-via