В судебной коллегии Верховного Суда пересмотрят дело о лечении пациентов, прикрепленных к медицинским организациям в других регионах по ОМС

Документ: Определение Верховного Суда РФ от 08.07.2022 N 305-ЭС22-1799

Медицинская организация оказала пациентам ОМС, застрахованным в других субъектах РФ, помощь на сумму более 9 млн руб. ТФОМС удержал из этой суммы более 6,5 млн руб. Клиника подала иск и выиграла спор, в 3х инстанциях.

Суды отклонили доводы фонда о том, что медицинская организация может оказывать специализированную плановую медицинскую помощь пациентам из других субъектов, только при условии прикрепления к медицинской организации, чего в спорной ситуации не было.

Вместе с тем суды исходили из того, что согласно положениям НПА гражданин вправе самостоятельно обратиться в медицинскую организацию, независимо от наличия прикрепления к этой медицинской организации, за оказанием первичной медико-санитарной помощи.

Выводы суда:

  • Если гражданину оказывается первичная специализированная медико-санитарная помощь, то соответствующий врач-специалист = лечащий врач организует и непосредственно оказывает пациенту медицинскую помощь в период наблюдения и лечения.
  • Врач, по результатам оказания медицинской помощи, вправе выдать гражданину направление для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме при наличии медицинских показаний.
  • Далее гражданин имеет право на специализированную медицинскую помощь в плановой форме не по месту прикрепления, но при условии наличия направления врача.

Фонд все же настаивал, что медицинская организация может оказывать плановую помощь в стационаре жителям других регионов только при условии их прикрепления к ней. В данном случае пациенты не подали заявлений о прикреплении. Поэтому клиника была не вправе направлять их на плановую госпитализацию в свой стационар.

Верховный суд признал доводы Фонда, достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем жалобу фонда с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Верховный Суд РФ исключил из собственного обзора 2018 года пункт об оплате сверхобъёмной медпомощи из средств ОМС

Документ: “Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2022)” (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022).

Верховный Суд официально исключил из своего обзора п 28, где представлялась развернутая позиция суда о праве медицинских организаций на оплату качественной «сверхобъемной» медицинской помощи по ОМС.

Ранее это право обосновывалось тем, что медицинская организация не вправе отказывать пациенту в оказании ему медицинской помощи, которая гарантирована Территориальной Программой, а также тем, что ни пациент, ни медицинская организация не должны испытывать негативное влияние от неправильного планирования и распределения объемов Фондом.

Видится теперь, что споры о «сверхобъёмах» с Фондом становятся совсем безнадежными для медицинских организаций.

Краткосрочная аренда оборудования за счет средств ОМС с дальнейшим выкупом суд счел покупкой в рассрочку

Документ: Решение АС Красноярского края от 17.05.2022 по делу N А33-19843/202

Медицинская организация заключила договор аренды дорогого оборудования на 4 месяца с дальнейшим выкупом. Ежемесячно она вносила арендную плату более 100 000 руб. Когда срок аренды истек, организация по условиям договора выкупила имущество по цене 99 000 руб.

Таким образом, суд пришел к выводам:

  • Расходы на приобретение оборудования не должны превышать 100 000 рублей;
  • Договор, заключенный с поставщиком и медицинской организацией по своей природе, является смешанным договором, содержащими в себе элементы договора аренды и договора купли-продажи.
  • В договоре установлены сокращенные сроки аренды (3-4 месяца) и выкупная стоимость оборудования менее 100 000 руб. В данном случае срок полезного использования оборудования значительно превышает срок аренды, что не влечет за собой падения его текущей рыночной стоимости до выкупной цены.
  • Данная сделка являются сделкой купли-продажи с рассрочкой платежа, поскольку за 3-4 месяца данное оборудование не могло полностью утратить потребительские свойства, выкупная стоимость оборудования была искусственно занижена, и фактически включена в ежемесячные арендные платежи.

Пациент (в том числе по ДМС) имеет право бесплатно получать на свой электронный носитель цифровые результаты своих обследований

Документ: Определение Верховного Суда РФ от 25 мая 2022 г. N 303-ЭС22-6893

Пациент обратился в Роспотребнадзор с жалобой, где сообщается, что клиника отказывается выдать результаты исследования МРТ в электронном виде на его флеш карту.

Роспотребнадзор выдал предписание об устранении нарушений, посчитав, что медицинская организация ущемляет права потребителей ввиду ограничения предоставления результатов медицинского обследования только на пленке, а запись результатов на электронном носителе возможна только за отдельную плату. Данные положения ущемляют права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о состоянии своего здоровья.

Суды согласились с Роспотребнадзором и отказали медицинской организации в отмене предписания по следующим причинам:

  • препятствий для выдачи потребителю результатов исследования на электронном носителе, так как это не затрагивает ни временные, ни финансовые затраты медицинской организации;
  • в прейскуранте определены услуги МРТ, где потребителям в рамках ДМС оказываются медицинские услуги с выдачей результата на плёнке, что ущемляет их права на получение медицинских документов, в том числе в форме электронных документов, так как законодатель не ограничивает выдачу медицинских документов только в форме аналогового изображения (на плёнке);
  • в соответствии с ч. 5 ст. 22 Закона N 323-ФЗ пациент либо его законный представитель имеет право по запросу, получать сведения, отражающие состояние здоровья пациента, медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе в форме электронных документов.

Суд подтвердил, что клиника вправе хранить лекарства только по адресу, по которому оказывает медицинские услуги.

Документ: Постановление 12-го ААС от 24.06.2022 по делу N А12-5692/2022

При проведенной проверке Росздравнадзором зафиксировано, что медицинская организация хранит лекарства без лицензии и не соблюдает условия их хранения.

Медицинская организация полагала, что может хранить лекарства в помещениях, которые не указаны в медицинской лицензии.

Мотивируя, суд указал, что медицинские организации могут хранить препараты для лечения своих пациентов, и им для этого не нужна фармацевтическая лицензия. Однако, хранить лекарства вне мест введения медицинской деятельности нельзя.

Таким образом, медицинская организация нарушила лицензионные требования.

Утратил силу специальный режим трудоустройства и работы медперсонала без прохождения аккредитации специалиста

Ранее в связи с пандемией COVID-19 Минздрав России своим приказом от 23.12.2021 N 1179н ввел до 01.07.2022 отсрочку от аккредитации для некоторых категорий медработников. Однако продлевать действие этого моратория ведомство не стало, поэтому уже с июля врачи и другой медперсонал не должны допускаться к работе без действующего документа об аккредитации специалиста.

Медицинским организациям разъяснили, как обеспечить эпидемиологическую безопасность УЗИ

Документ: “МР 3.1.0284-22. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Обеспечение эпидемиологической безопасности ультразвуковой диагностики. Методические рекомендации” (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 12.05.2022)

Данными методическими рекомендациями могут пользоваться медицинские организации, которые проводят УЗИ.

Документ содержит рекомендации:

  • по порядку обработки УЗ-датчиков;
  • по использованию УЗ-геля;
  • По профилактики инфекций среди специалистов УЗ-диагностики;
  • по дезинфекции Кабинета УЗ-диагностики;
  • и многое другое.

Росздравнадзор выложил рекомендации по организации ВКК

Документ: “Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (стационаре). Вторая версия” (утв. ФГБУ “Национальный институт качества” Росздравнадзора 01.03.2022)

Данные рекомендации медицинские организации используют для подачи заявки на оценку и для прохождения самой процедуры оценки на соответствие данным рекомендациям.

В рекомендациях представлены 14 чек-листов с вопросами и под вопросами, которые помогут медицинской организации оценить уровень работы ВКК, в частности:

  • чек-лист по управлению качеством и безопасностью медицинской деятельности;
  • чек-лист по системе управления работниками медицинской организации;
  • чек-лист по идентификации личности пациентов;
  • чек-лист по лекарственной безопасности и фармаконадзору и другие.

Так же в Рекомендациях имеется отдельное положение о принятии решения о соответствии медицинской организации требованиям, с установлением методики оценки экспертами данной организации.

Вместе с тем, Росздравнадзор выделяет обязательные критерии, дополнительные (соответствие которым может быть и частичным) и неприменимые (соответствие которым, по мнению эксперта, невозможно для конкретной организации, в том числе из числа обязательных).

Новые стандарты оказания медицинской помощи:

  • Приказ Минздрава России от 27.05.2022 N 356н “Об утверждении стандарта медицинской помощи взрослым при остром холецистите (диагностика и лечение)” вступил в силу 10.07.2022.
  • Приказ Минздрава России от 27.05.2022 N 358н “Об утверждении стандарта медицинской помощи взрослым при бронхиальной астме (диагностика и лечение)” вступил в силу 10.07.2022.
  • Приказ Минздрава России от 25.05.2022 N 352н “Об утверждении стандарта медицинской помощи взрослым при ожирении (диагностика и лечение)” вступил в силу 10.07.2022.
  • Приказ Минздрава России от 01.06.2022 N 369н “Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи взрослым при переломе нижней челюсти (диагностика и лечение)” вступил в силу 17.07.2022.
  • Приказ Минздрава России от 02.06.2022 N 376н “Об утверждении стандартов медицинской помощи взрослым при раке молочной железы” (вместе со “Стандартом медицинской помощи взрослым при раке молочной железы in situ (диагностика и лечение)”, “Стандартом медицинской помощи взрослым при люминальном B HER2 отрицательном раке молочной железы (диагностика и лечение)”, “Стандартом медицинской помощи взрослым при люминальном B HER2 положительном раке молочной железы (диагностика и лечение)”, “Стандартом медицинской помощи взрослым при люминальном A раке молочной железы (диагностика и лечение)”, “Стандартом медицинской помощи взрослым при нелюминальном HER2 положительном раке молочной железы (диагностика и лечение)”, “Стандартом медицинской помощи взрослым при тройном негативном раке молочной железы (диагностика и лечение)”, “Стандартом медицинской помощи взрослым при раке молочной железы (диспансерное наблюдение)”) вступил в силу 19.07.2022.
  • Приказ Минздрава России от 14.06.2022 N 406н “Об утверждении стандарта медицинской помощи детям при инородном теле роговицы (диагностика и лечение)” вступил в силу 24.07.2022
  • Приказ Минздрава России от 14.06.2022 N 407н “Об утверждении стандарта медицинской помощи детям при переломе дна глазницы (диагностика и лечение)” вступил в силу 24.07.2022
  • Приказ Минздрава России от 14.06.2022 N 408н “Об утверждении стандарта медицинской помощи детям при закрытой травме глаза (диагностика, лечение и диспансерное наблюдение)” вступил в силу 24.07.2022
  • Приказ Минздрава России от 14.06.2022 N 404н “Об утверждении стандарта медицинской помощи взрослым при переломе дна глазницы (диагностика и лечение)” вступил в силу 25.07.2022.
  • Приказ Минздрава России от 14.06.2022 N 401н “Об утверждении стандарта медицинской помощи при урогенитальных заболеваниях, вызванных Mycoplasma genitalium (диагностика и лечение)” вступил в силу 25.07.2022.
  • Приказ Минздрава России от 14.06.2022 N 405н “Об утверждении стандарта медицинской помощи взрослым при почечной колике (диагностика и лечение)” вступил в силу 29.07.2022
  • Приказ Минздрава России от 21.04.2022 N 274н “Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи пациентам с врожденными и (или) наследственными заболеваниями” вступит в силу 31.12.2022