Alta-via — это юристы, финансисты, бухгалтеры и специалисты по кадрам, выступающие единым фронтом.
Аналилитические обзоры. Практика применения законодательства. Рекомендации владельцам бизнеса. Успешные кейсы. Обзоры законодательных нововведений и инициатив.
Статья в преддверии заседания Госдумы, повестка которого содержит вопрос о вынесении на рассмотрение во втором чтении законопроекта «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса РФ…»
В преддверии заседания Госдумы, повестка дня которого содержит вопрос о вынесении на рассмотрение во втором чтении законопроекта «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса РФ…», мы решили рассказать (а заодно окончательно уяснить для себя) новеллы данного законопроекта, затрагивающие содержание следующих вопросов:
Разъяснение:
Все юридические лица согласно новому законодательству классифицируются как минимум по двум критериям:
Если первый критерий привычен для юристов, то второй является новеллой. Унитарные юридические лица — это все юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. Учредители же корпоративных юридических лиц, напротив, обладают правом на участие в управлении их деятельностью.
Кроме того, для хозяйственных обществ введен дополнительный критерий разграничения: они могут быть публичными и непубличными. Примечательно, что публичным обществом может быть только акционерное общество, акции которого и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются. Публичное акционерное общество в большей степени похоже на сегодняшнее ОАО, однако предполагается, что к публичным обществам будут предъявлены более жесткие требования к структуре управления и раскрытию информации.
Что касается непубличных обществ, то к ним относятся ООО и акционерные общества, не отвечающие признакам публичности, – непубличные акционерные общества.
Следует сказать, что полное товарищество, товарищество на вере и производственные кооперативы не подпадают под деление по признаку публичности и являются просто коммерческими корпоративными организациями. Такие организационно правовые формы как Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) и Закрытые акционерные общества (ЗАО) законодателем планируется упразднить.
Действительно, поправки к ГК не содержат упоминания о такой организационно-правовой форме, как ЗАО. Как отмечают разработчики законопроекта, статус закрытых акционерных обществ не оправдал себя и сейчас практически дублирует статус ООО за малым исключением в виде возможности ЗАО распределять акции среди акционеров. Однако из этого вовсе не следует, что после вступления изменений в законную силу акционерные общества, не соответствующие критериям публичных обществ, должны будут поголовно перерегистрироваться в ООО либо прекратить свое существование. Законопроект предусматривает существование непубличных обществ, в том числе и акционерных. В отличие от публичных, для данного вида обществ будет предусмотрена большая свобода в формировании органов управления, распределении компетенции между ними, определении порядка проведения собраний и т.д.
Большинство практикующих юристов конечно же интересует вопрос о претворении данных нововведений в жизнь. Как отмечает глава Комитета ГД по Гражданскому законодательству Павел Крашенинников, планируется, что переходный период для реализации изменений законодательства (которые ещё окончательно не приняты) продлится до 1 июля 2013 года. В течение этого срока все закрытые акционерные общества будут вправе перерегистрироваться в ООО либо в производственные кооперативы. По истечении данного срока ЗАО, не изменившие свою организационно-правовую форму, автоматически будут признаны непубличными акционерными обществами.
Резюмируя все вышесказанное, сотрудники Корпоративной практики «Альта Виа» оценивают описанные изменения в целом как положительные. Так, общество с дополнительной ответственностью действительно является крайне редкой, практически неиспользуемой формой юридического лица, а статус ЗАО мало чем отличается от статуса ООО. Предлагаемая система организационно-правовых форм юридических лиц выглядит более структурированной и логичной, нежели существующая.
Единственный момент, вызывающий опасения – реализация всех нововведений на практике. Несмотря на заверения разработчиков законопроекта о введении упрощенного порядка перерегистрации, представляется, что издержки российской бюрократической системы органов исполнительной власти на определенных этапах реализации нового закона могут дать о себе знать. Кроме того, изменение требований законодательства к тем или иным организационно-правовым формам юридических лиц неизменно влечет за собой необходимость приведения уставных документов в соответствие, что может повлечь за собой как временные, так и финансовые затраты.
Мы готовы ответить на любые ваши вопросы. Пожалуйста, заполните форму и оставьте свои контактные данные.
Наш менеджер свяжется с вами
Оставьте свои данные и мы свяжемся с вами любым удобным для вас способом
Прикрепить резюме