В последнее время статус резидента свободной экономической зоны (далее – «СЭЗ») в Республике Крым и г. Севастополь всё больше привлекает внимание Российских компаний, что вызвано возможностью получения льгот, в том числе с учетом вновь разработанного законопроекта.  

СЭЗ распространяет свое действие на территорию Республики Крым и города федерального значения Севастополь. В пределах СЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, который и привлекает многие компании.

Так, резидентам СЭЗ предоставляются следующие льготы:

  • Налог на прибыль:

– федеральный бюджет – 0 % на 10 лет;

– бюджет республики Крым:

с 1-3 г.– 2%;

с 4-8 г. – 6%;

с 9 г. – 13,5%;

  • Налог на имущество – 0 % на 10 лет;
  • Налог на землю – 0 % на 3 года;
  • Таможенные сборы и налоги – 0 % при ввозе иностранного оборудования;
  • Ускоренная амортизация в отношении собственных амортизируемых основных средств;
  • Земельные участки для размещения объектов, необходимых для реализации инвестиционных проектов, предоставляются резиденту в аренду без торгов;
  • Возможно предоставление субсидий на возмещение затрат резидентов, в том числе затрат на уплату таможенных пошлин, налогов и сборов в отношении товаров (за исключением подакцизных товаров), необходимых для реализации инвестиционных проектов.

Кроме того, на территории СЭЗ действует свободная таможенная зона (таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза. Так, иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус иностранных товаров.

Для получения статуса резидента СЭЗ компании необходимо соответствовать следующим требования:

  • быть зарегистрированной и состоять на налоговом учете на территории Республики Крым или г. Севастополь (далее – «Территория Крыма»);
  • иметь инвестиционный проект, который она реализовывает на Территории Крыма;
  • размер капитальных вложений, в рамках инвестиционного проекта, в первые три года с даты заключения договора об условиях деятельности в СЭЗ должен быть:

– не менее 3 млн рублей для малых и средних предприятий;

– не менее 30 млн рублей для крупных предприятий;

  • не осуществлять деятельность в сфере пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых (за исключением, добычи воды для целей питьевого, хозяйственно-бытового, технологического значения, добычи природных лечебных ресурсов для осуществления санаторно-курортного лечения и организации отдыха).

Чтобы получить статус резидента кандидату необходимо обратиться в Министерство экономического развития Республики Крым (далее – «Министерство») со следующими документами:

  • Заявление;
  • Свидетельство ОГРН или выписка из ЕГРЮЛ, Свидетельство ИНН, копии учредительных документов;
  • Инвестиционная декларация, в которой содержится следующая информация: цель и обоснование проекта, виды деятельности, объем и график капиталовложений, график создания новых рабочих мест (форма утверждена Министерством экономического развития РФ);

Порядок включения сведений о резиденте в реестр участников СЭЗ следующий. Если инвестиционной декларацией предусматривается осуществление объема капиталовложений менее 100 млн. рублей, решение о заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне принимается Министерством в течение 10 рабочих дней, если более 100 млн. рублей – решение о заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне принимается Экспертным советом по вопросам СЭЗ (куда пересылаются документы Министерством) в течение 22 рабочих дней. Затем договор подписывается потенциальным резидентом. После подписания копия договора направляется в Министерство экономического развития РФ, которое в течение трех рабочих дней со дня получения вносит запись о резиденте в реестр участников СЭЗ и выдает свидетельство о включении в реестр.

Повышенный интерес к приобретению статуса резидента СЭЗ в последнее время вызван вновь разработанным Министерством экономического развития законопроектом об особых административных районах, согласно которому помимо особой экономической зоны на Территории Крыма будут действовать особые административные районы (далее – «ОАР»).

Согласно разработанному законопроекту, при вступлении в ОАР с резидентом, также, заключается договор об условиях деятельности. Для вступления в ОАР необходимо подавать такой же комплект документов, как и для вступления в СЭЗ (могут быть предусмотрены иные требования).

Как и к резиденту СЭЗ, к потенциальному резиденту ОАР, также предъявляются определенные требования, при соответствии которым компания получает возможность стать резидентом ОАР. Если пакет документов для приобретения статуса резидента СЭЗ и резидента ОАР одинаков, то требования к таким резидентам разнятся.

Для получения статуса резидента ОАР компания должна соответствовать следующим требованиям:

  • должна реализовывать инвестиционный проект и вести свою деятельность на Территории Крыма;
  • не вправе иметь филиалы и представительства за пределами Территории Крыма;
  • размер капитальных вложений (общий) в рамках реализации проекта должен составлять не менее 150 млн рублей;
  • деятельность должна быть связана с развитием действующих и созданием новых производств, развитием туристской деятельности, транспортной и иной инфраструктуры, санаторно-курортного лечения, организации отдыха граждан;
  • в отличие от резидента СЭЗ, резидент ОАР может быть зарегистрирован в любом регионе России, не обязательно состоять на налоговом учете на территории Республики Крыма, важно, чтобы деятельность велась на его территории.

Правительством РФ также могут быть установлены дополнительные требования к участнику ОАР, в том числе к наличию финансовых ресурсов для реализации инвестиционного проекта, оборудования и материальных ресурсов, а также опыта работы и деловой репутации.

Главным преимуществом для вступления в ОАР будет является конфиденциальность инвесторов из других регионов. Такая конфиденциальность будет обеспечена ограничением публичного доступа к сведениям из ЕГРЮЛ, и к данным ЕГРН. Такие сведения будут предоставляться только органам власти, внебюджетных фондов, Центральному банку и судам.

Таким образом, если руководствоваться положениями законопроекта, считаю, компаниям при получении статуса резидента ОАР, следует получать и статус резидента СЭЗ. Что можно будет сделать одновременно. Совмещая статусы резидентов ОАР и СЭЗ, инвесторы получат двойное преимущество. Тогда компании будут предоставлены льготы, как резиденту СЭЗ, и обеспечена конфиденциальность, как резидента ОАР. При этом, не стоит забывать, что закон об особых административных районах пока только на стадии законопроекта, в который могут быть внесены множественные изменения. Да и будет ли принят такой закон, также, еще остается вопросом.