Рождается день над городом,
который меня околдовывает,
над моим старым Лиссабоном,
живущим другой жизнью.
И с комком тоски
в моем горле
я слушаю фаду,
которое поют при прощании.
(Карлос Саура. Фаду. 2007)

* В переводе с португальского «Звучит последнее фаду».

Каждая страна имеет свое достояние, символ, узнаваемый во всем мире. Это и отличительная символика, и фольклор, и народные обычаи, и многое другое. Наверное, всем нам этот знак представляется в виде чего-то яркого, торжественного, навевающего атмосферу праздника, но не все так однозначно. Не каждому народу это близко по душе. Среди таких стран Португалия, знаменитая своим фаду. Фаду произошло от латинского «fatum», что означает «фатум», «судьба». В народе это лирический романс, отражающий принятие горькой судьбы. Это особый путь португальской музыки, свойственный только этой стране – музыкальная транскрипция судьбы, поэзия страданий или «жестокий романс». Его также именуют песней боли и описывают словом «saudade», что в переводе с португальского означает «одиночество», «ностальгия», «тоска по прошлому» – чувством, переполняемым фадиштов (исполнителей фаду), схватывающим душу и тянущим ее из тебя, ноту за нотой. Примечательно то, что слушатели этих песен невольно проникаются трагической историей фадишты, даже не смотря на незнание языка, например, как в песне Tasco da Mouraria.

Португалия в прошлом – огромная торговая империя, распространившаяся на запад до побережья Южной Америки (Бразилия) и на восток (Макао, Китай). Имея большие преимущества в торговле товарами из Индии (Гоа только в 1974 году получил независимость от Португалии), Португалия в XV-XVI вв. задавала ритм в торговле – на этот период как раз приходится появление lex mercatoria – средневековых торговых обычаев, представляющих собой первое регулирование торговли, на формирование которых португальские обычаи оказали значительное влияние. С момента возрастания доктрины суверенитета европейских государств в XVI в. lex mercatoria были инкорпорированы во многие национальные законы и кодексы, в том числе и в общее право Англии. Интерес к этим нормам возрос в XIX-XX вв. с появлением первых монополий и транснациональных компаний. Эти нормы популярны и в наши дни и многие крупные международные компании, преимущественно из разных государств, заключая контракт, во избежание перетягивания каната на сторону кого-то одного, выбирают в качестве применимого права lex mercatoria и коммерческие арбитражи (в отличие от государственных судов, связанных материальными и коллизионными нормами своего государства) рассматривают спор по lex mercatoria (например, МТП в Париже в 1989 году рассмотрел дело № 5904 по lex mercatoria, лишь субсидиарно применив национальное право для установления ставки процентов, т.к. lex mercatoria не содержит соответствующих норм).

Свободная торговая зона на Мадейре: особенности налогообложения

Своего рода отголоском богатого прошлого в Португалии имеется свободная торговая зона на острове Мадейра. Так как Мадейра – территория Португалии (несмотря на наличие собственного парламента), тут работают португальские принципы налогообложения, но статус свободной экономической зоны предоставляет свои особенности, среди которых такие, как:

– 5% налог на прибыль;
– отсутствие налога на передачу недвижимости;
– отсутствует налог на прирост капитала при продаже доли участия в компании;
– освобождение от налога на дивиденды при условии владения акционером не менее чем 10% акций напрямую в течение года до их (дивидендов) распределения.

В совокупности вышеперечисленные особенности налогообложения позволяют расценивать Мадейру в качестве оффшорной зоны. Удобная налоговая система и низкая ставка VAT (НДС) с 3 градациями в 5%, 12% и 22% в зависимости от типа товаров и услуг, определяемых на местном уровне. В основном наименьшая ставка VAT предусмотрена для компаний, занимающихся электронной коммерцией и предоставлением IT-услуг, поэтому многие крупные европейские интернет-провайдеры переместили свои офисы на Мадейру. На Мадейре действует Codigo das Sociedades Comerciais (португальский кодекс компаний), содержащий весь свод норм, необходимых для регистрации, поддержания деятельности и закрытия компаний в этой экономической зоне. Согласно кодексу на Мадейре возможно создание следующих компаний:

  • Sociedade por Quotas Limitada (Lda’s) – компания с ограниченной ответственностью с 2 участниками (мин.), 2 директорами и уставным капиталом 5 000 евро. Для компаний такого вида необходимо четко прописывать в уставе деятельность (им запрещается заниматься деятельностью, не поименованной в уставе компании). Также таким компаниям запрещается заниматься банковской деятельностью, страховочной и перестраховочной. По сути аналог российского ООО;
  • Sociedade Anonima (SA) – акционерная компания с 5 акционерами (мин.), 3 директорами и уставным капиталом 50 000 евро. По своей сути представляет аналог российского АО;
  • с 1993 года стало возможно создание компаний-ширм Sociedade Unipersonal (SU) – компаний с единственным владельцем – это те же Lda’s и SA только с единственным собственником;
  • есть возможность создания холдинговых компаний Sociedade Gestora de Participacoes Sociais (SGPS). Согласно португальскому законодательству холдинговым компаниям запрещается приобретать собственные акции, покупать облигации других компаний, в которых она не является акционером, да и в целом заниматься любой коммерческой деятельностью, кроме холдинговой;
  • на Мадейре возможно учредить траст в соответствии с указом 352-А/88 (закон о Трастах), траст и бенефициары не облагаются на Мадейре никакими налогами. Есть возможность подчинить траст английскому праву;
  • также на Мадейре действует MAR (регистр международного судоходства), позволяющий организациям с морским транспортом, зарегистрированном в этом регистре, в полной мере использовать все льготы свободной экономической зоны.

На Мадейре располагается множество регистраторских контор и секретарских компаний, предоставляющих полный спектр услуг по регистрации и поддержанию деятельности компаний. Как мы видим, налоговое и корпоративное законодательство Мадейры способно предоставить огромные возможности для ведения бизнеса с щадящим налоговым режимом, что собственно и характерно для оффшорных и квазиоффшорных зон.

21 августа 2017 года в Португалии был принят Закон 89/2017 о создании центрального реестра бенефициарных владельцев компаний, который вступил в силу 19 ноября 2017 года. Действие закона распространяется также на компании и трасты, зарегистрированные на Мадейре. Предпосылкой ему стало принятие Четвертой Директивы Евросоюза по борьбе с отмыванием денежных средств (4MLD). Основным требованием Директивы является создание странами-участницами ЕС реестров бенефициарных владельцев компаний. Таким образом, цель всего этого дела – ужесточение действующих в ЕС норм, направленных на повышение прозрачности финансовой и корпоративной информации с целью предотвратить возможности уклонения от уплаты налогов. Новый закон 89/2017 требует поддержание актуальной информации в BOCR (Центральный реестр бенефициарных собственников) об акционерах и управляющих, которые могут косвенно или напрямую управлять компанией. Несоблюдение этого требования влечет наложение административного взыскания в размере от 1 000 до 50 000 евро. Закон содержит срок, исчисляемый 15 днями, в течение которых акционеры и управленцы должны сообщить об изменениях относительно их участия в компании во избежание штрафа. BOCR представляет собой базу данных, содержащую информацию о физических лицах, контролирующих или владеющих юридическими лицами. Ответственным за ведение этой базы данных выступает Instituto de Registos e Notariado (IRN), все работники данной организации связаны государственной тайной, даже после увольнения с работы.

Информация, которая содержится в BOCR:

  • любые юридические лица, подчиняющиеся португальскому или иностранному законодательству, которые ведут деятельность и заключают сделки на территории Португалии;
  • представительства международных или иностранных компаний, ведущих деятельность на территории Португалии;
  • трасты и фонды, зарегистрированные в зоне свободной торговли Мадейры.

Информация о бенефициарных собственниках предоставляется в BOCR в онлайн-режиме путем отправки декларации о бенефициарных собственниках на сайте IRN. Помимо бенефициаров, нужно также подавать информацию об акционерах, менеджерах, директорах и иных должностных лицах, которые отвечают за контроль и управление юридическим лицом. За предоставление ложных сведений возможно привлечение к административной и уголовной ответственности. Налоговые органы благодаря BOCR могут проверить, насколько обоснованно компания использует те или иные налоговые ставки по договорам об избежание двойного налогообложения, а также работникам налоговых органов открываются сделки между взаимозависимыми лицами одного бенефициара.

Стоит выделить подписание базового соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве в рамках шестого заседания Португальско-Российской Межправительственной комиссии 20 сентября 2017 года. Министры Португалии и РФ, Мануэл Кабрал и Владимир Пучков, обсуждали и вопросы налаживания автоматического обмена налоговой информацией во исполнение требований Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25 ноября 1988 года (Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters). По состоянию на 17 декабря 2017 года конвенция насчитывает 111 стран участниц, включая все классические оффшорные юрисдикции и популярные квазиоффшорные юрисдикции, используемые по соглашениям об избежание двойного налогообложения. Административная помощь согласно Конвенции заключается в следующем:

  • обмен налоговой информацией, в том числе автоматический обмен;
  • проведение одновременных налоговых проверок и участие в налоговых проверках за рубежом;
  • помощь во взимании налогов, включая принятие обеспечительных мер в отношении имущества налогоплательщика за рубежом.

Для работы автоматического обмена налоговой информацией согласно Конвенции необходимо заключить двусторонние международные соглашения о таком обмене и привести национальное законодательство в соответствии с этими соглашениями. Наличие/отсутствие двусторонних соглашений можно узнать на сайте OECD.

Как показывает международная практика, мир (на примере не самого популярного оффшора, Мадейры) ведет активную борьбу с налоговой оптимизацией. Что будет в дальнейшем? Какие инструменты найдет бизнес для спасения с тонущих оффшорных гаваней? Можно только предполагать:

  • поиск юрисдикций, не заключивших двусторонние соглашения с государством бенефициара (по разным причинам);
  • поиск удобной страны для налогового резидентства бенефициара;
  • консолидации активов в безотзывном дискреционном трасте с его подчинением английскому праву как не попадающему под требования КИК (рискованно) и т.д.

Настоящая статья написана с целью продемонстрировать работу по деофшоризации на примере одной оффшорной зоны. При написании статьи автор не преследовал цели выявить конкретные проблемы и найти на них решение. Статья носит информационный характер, способный дать пищу для размышлений над практическими вопросами оптимизации налогообложения бизнеса.