В начале, коротко напомним о статусе рассмотрения проекта нового Гражданского кодекса в Госдуме. 16 ноября 2012 года Госдума приняла Постановление N 1150-6 ГД об изменении порядка рассмотрения Проекта ГК РФ. В соответствии с данным Постановлением Госдума будет рассматривать проект поправок к Гражданскому кодексу РФ не в качестве единого законопроекта, а по частям.

В настоящее время, информации о том, на сколько законопроектов будет разделен Проект ГК РФ, нет ни на сайте Госдумы, ни на сайте Комитета. Но из неофициальных источников поступила информация о том, что планируется разбить проект ГК на пять частей.

22 ноября на сайте Госдумы появился текст первого из законопроектов – малый законопроект. Малый законопроект предусматривает внесение поправок только в часть первую ГК РФ, и только в отношении небольшого количества норм, нормы корпоративного права в него не попали.

Сегодня -11 декабря 2012- он рассматривается Госдумой во втором чтении.

В продолжение темы о новеллах проекта Гражданского кодекса в сфере корпоративных отношений, хотелось бы разобраться в предлагаемой структуре корпоративного управления в публичных и непубличных обществах.

Напомню, что согласно проекту ГК все общества будут делиться на публичные и непубличные, но не буду подробно останавливаться на данном вопросе, его мы уже рассматривали ранее, напомню только, что:

– публичные общества – АО, акции которого публично размещаются или публично обращаются

– непубличные общества – ООО, а также АО, не отвечающие требованиям, предъявляемым к  публичной корпорации.

В чем основная суть регулирования публичных компаний?

По большому счету, здесь ничего не поменялось, все осталось так, как есть. Указано, что реестр владельцев ЦБ должен вести профессиональный регистратор, что Общество должно раскрывать информацию, но эти требования были и раньше, т.е. публичные общества поправками ГК практически не затрагиваются.

А вот непубличные общества претерпели кардинальные изменения. Для непубличных обществ предусмотрена максимальная свобода в возможностях договариваться об управлении в компании и подстраивать ее под конкретные нужды.

Проект ГК включает следующие механизмы управления в хозяйственных обществах:

участники/акционеры (далее акционеры) непубличных обществ смогут (на основании единогласного решения):

  1. Свободно определять структуру управления Обществом, в том числе отказаться от формирования исполнительного органа.

Имеется в виду, что Общество может отказаться от Наблюдательного совета, ну это куда ни шло, но Общество может отказаться в свою очередь и от Генерального директора и передать его полномочия членам Наблюдательного совета. Таким образом, за наблюдательным советом общества можно закрепить полностью или в части функции исполнительного органа Общества.

  1. Непропорционально распределять прибыль.

Это очень важно, позволить, чтобы одни акционеры могли получать прибыль больше, чем другие. Можно будет прямо установить в уставе, что акционер, имеющий 30% акций, имеет право на получение 70% прибыли, а акционер, имеющий 70% акций – 30% прибыли соответственно.

  1. Непропорционально голосовать.

Можно будет установить в уставе, что количество акций и количество голосов могут не совпадать. То есть, например, можно будет указать в уставе, что акции одних акционеров будут давать 3 голоса на одну акцию, а акции других – 0,33 голоса на одну акцию, следовательно, одни акционеры, обладая миноритарным пакетом акций, могут по факту сохранять контроль над обществом.

  1. Передать полномочия единоличного исполнительного органа нескольким лицам.

У Общества будет возможность установить так называемый принцип двух ключей. То есть в обществе избирается два директора, сделки в Обществе совершаются двумя директорами. Сделка будет считаться действительной, если оба директора ее совершили, а именно –  подписали договор.

Самые различные механизмы взаимодействия органов управления и их компетенцию можно будет установить в непубличных обществах.

  1. Изменять порядок созыва, подготовки и проведения Общих собраний акционеров/участников.

Можно будет договориться о таких структурах собраний акционеров, которые действительно необходимы конкретному обществу. Например, можно будет сокращать сроки созыва собраний акционеров, можно будет установить, что Общее собрание проводится через программу Skype (Скайп) с уведомлением за три дня.

Но общие правила корпоративного управления, конечно же, будут действовать, и изменять их можно будет только путем принятия единогласного решения акционерами общества.

Что здесь важно понимать?

Важно обратить внимание на механизм единогласного решения. Если кто-то из акционеров отказывается от  права голосовать, от прав на получение дивидендов, то это он должен решить и сделать сам, а не кто-то за него.

Почему мы решили рассказать именно об описанных выше изменениях в проекте ГК?

Потому что, об этом мало говорят и пишут. Чуть ли не все СМИ обсуждают и спорят о том, надо или не надо нотариально заверять сделки с недвижимостью. Да, соглашусь, что это тоже важный вопрос. Но ведь именно эти, описанные выше новеллы в сфере корпоративного управления могут в корне изменить корпоративную структуру российских непубличных обществ!

Конечно, нормы в проекте ГК сформулированы достаточно сложно и не совсем понятно, при первом прочтении возникает больше вопросов, чем ответов, но именно данные нормы могут очень сильно повлиять на жизнь хозяйственных Обществ, это надо понимать и быть готовыми к данным нововведениям.

Закончить свои соображения хотелось бы следующим афоризмом:

«Всякая перемена прокладывает путь другим переменам».

Никколо Макиавелли (3 мая 1469 — 21 июня 1527)

Будем надеяться, что новый Гражданский кодекс проложит путь только приятным, долгожданным и важным переменам.

Ситуацию прокомментировала:

Савина Любовь -старший юрисконсульт Alta-via