Слово «дресс-код» навсегда вошло в нашу офисную жизнь. Что оно означает? Обязательно ли соблюдать правила в ношении офисной одежды? Законно ли наказать сотрудника за нарушение правил «дресс-кода»?

Дресс-код в переводе с английского дословно обозначает «кодекс одежды», т.е. это свод правил, касающихся внешнего вида, которые необходимо учитывать при посещении определенных мероприятий, организаций, заведений.

Термин пришел к нам из Великобритании и прочно обосновался в офисной жизни. Представителей крупных компаний часто можно узнать по определенному стилю одежды. Обычно дресс-код вводят в организациях, где сотрудники общаются с клиентами напрямую, например, в торговле, страховании, банках, ресторанах. Целью дресс-кода является создание деловой, официальной атмосферы в офисе, максимально способствующей эффективной работе.

Выделяют несколько стилей корпоративного дресс-кода:

  1. Деловой стиль. Он предъявляет самые строгие требования к внешнему виду сотрудников. Для мужчин обязателен галстук, строгий костюм темных тонов в сочетании с белой рубашкой. Для женщин рекомендуется строгое платье, обязательны телесные тонкие колготки, костюм с юбкой или брюками и блузы пастельных тонов. Образ дополняется очень сдержанными украшениями.
  2. Business casual. Это более свободный, элегантный, удобный стиль. Он обычно встречается в крупных компаниях. Мужчины могут выбрать костюмы более свободные в плане покроя и тканей, но цвета предпочтительны сдержанные. Рубашки должны быть с жестким воротником, возможно без галстука. Женщины могут носить платья спокойных расцветок, а также юбки и блузки без пиджака.
  3. Smart casual. Можно встретить в компаниях с молодым коллективом. Правила есть, но они не такие строгие как в двух предыдущих стилях. Мужчинам в данном случае допустимо отказаться от пиджаков и надеть кардиган или блейзер. Рубашки могут быть разных цветов, без галстука. Разрешаются джинсы. Женщинам можно почти все, главное не надевать очень коротки юбки, платья с блестками и воздержаться от пляжных расцветок.
  4. Casual. Самый свободный офисный стиль одежды. Исключаются только спортивные и вызывающие вещи.

Дресс-код считается важной частью бренда компании и является продолжением ее корпоративной культуры. Бренд – это не только реклама, наклейки, шарики и плакаты, это профессиональная команда, с которой хочется сотрудничать и в которой хочется работать. Клиент в первые минуты принимает решение сотрудничать ли с вашей организацией основываясь на том, какое впечатление производят работники. И тут дресс-код – наилучший инструмент, позволяющий создать положительный имидж компании. Следует отметить, что первые лица компании должны быть образцом корпоративного дресс-кода, что будет объединять сотрудников на всех уровнях и повышать привлекательность корпоративного стиля.

Плюсы дресс-кода.

  1. Узнаваемость бренда и дополнительная реклама компании.
  2. Сотрудники, одетые в едином стиле, производят впечатление слаженной, профессиональной команды.
  3. Многим сотрудникам легче настроиться на работу и проникнуться командным духом, надев строгий костюм, похожий на костюмы своих коллег.
  4. Новички быстрее вливаются в коллектив и начинают чувствовать себя частью единой команды.
  5. Работа начинается, когда сотрудник одевает рабочий костюм и заканчивается, когда его снимает. Легче отделить работу и личное время.
  6. Не нужно придумывать что надеть на работу. Определенные костюмы для работы, а спортивная, яркая, открытая одежда для отдыха.

Минусы дресс-кода.

  1. Нужно выпустить локальный нормативный документ и прописать в нем требования к внешнему виду сотрудников, которые не противоречат Трудовому Кодексу РФ и не ущемляют права работников.
  2. Важно мотивировать сотрудников придерживаться всех правил, а также создать все условия для их соблюдения. Одежда, которую сотрудники должны носить во время работы должна быть как минимум удобной, уместной и соответствующей погоде, иначе будет создаваться негативный имидж компании.
  3. Некоторые потенциальные кандидаты могут отказаться от рассмотрения вакансии, узнав о жестком дресс-коде.
  4. Компания несет дополнительные расходы, связанные с дресс-кодом. Это расходы на соответствующую одежду или форму и необходимость организации мест, где сотрудники смогут переодеться.

От внешнего вида сотрудников зависит доверие клиентов, а значит и процветание компании. Поэтому многие компании делают дресс-код обязательным. Все свои требования к внешнему виду сотрудников работодатель должен оформить локальным нормативным документом и довести до сведения работников под подпись, но следует отметить, что уволить за несоблюдение дресс-кода нельзя, можно только наложить дисциплинарное взыскание с соблюдением всех установленных законодательством формальностей. А при наличии одного взыскания за вторым уже может последовать увольнение. Но мы не рекомендуем увольнять сотрудника, если он только нарушал дресс-код, поскольку в случае спора судья может признать такое нарушение малозначительным. Гораздо большее воздействие может иметь отсутствие у сотрудника премиальной выплаты, если у него есть взыскание или если несоблюдение дресс-кода прописано в локальном акте о мотивации персонала как причина, снижающая или вовсе лишающая сотрудника премии.

Кто-то из сотрудников спокойно относится к строгим требованиям в одежде и даже считает, что это дисциплинирует и повышает эффективность работы, для кого-то это большая проблема, но тогда не стоит идти работать в компанию, где дресс-код обязателен. Некоторые работодатели вводят дни, когда можно приходить в свободной одежде, обычно это пятницы, что безусловно повышает лояльность сотрудников.

Нужен дресс-код или нет, конечно каждый решает сам, главное не забывать, что во всем нужна мера.