В 2019 году Президентом РФ был подписан указ, согласно которому были обозначены перспективы и план развития регулирования применения искусственного интеллекта и цифровых технологий на территории РФ.[1]

Одним из направления развития таких технологий было создание экспериментальных правовых режимов на определённой территории в целях возможного определения эффективности таких инноваций и рисков по их внедрению в жизнь граждан.[2]

Для конкретизации порядка введения экспериментального правового режима, далее по тексту – «ЭПР», возможных областей жизни общества, в которых он может устанавливаться был принят специальный закон.[3] На настоящий момент установлен исчерпывающий перечень областей, в которых ЭПР может применяться. Законодатель по сути разделил возможные области жизни на 2 регулятора: Правительство РФ и Банк России.[4]

В реалиях стремительного научного прогресса и цифровых технологий такая инициатива законодателя является обоснованной, в то же время отсталой по сравнению с западными партнёрами РФ, в Израиле давно используются девайсы, позволяющие производить дистанционную диагностику здоровья пациентов, образование получается дистанционно, а машины оборудованы автопилотом и разрешены к эксплуатации. Для этих целей законодатель предварительно определил конкретные технологии, которые могут использоваться в рамках ЭПР – перечень различается в зависимости от регулятора, при этом в случае Банка России перечень более сжатый, так как работа с денежными средствами носит очень деликатный характер и риски должны быть максимально минимизированы.[5]

При этом законодатель, не обладая специальными познаниями в областях, в отношении которых может быть введён ЭПР, описал закон настолько гибко, насколько это возможно, оставив контролирующим органам лишь разрешительную функцию по внедрению новых технологий, после полного её описания и порядка действия субъектом, который имеет намерения её использовать, однако также установлены и требований к субъектам и также порядки включения либо установления ЭПР такими субъектами.

Команде Альта Виа удалось поучаствовать в работе, связанной с ЭПР. Клиентом являлась медицинская организация, у которой было желание присоединиться к действующему ЭПР, так как телемедицинские технологии являются предметом интереса всего медицинского сообщества, имеющего необходимые финансовые инструменты. Для потенциальных участников – сведения о действующих ЭПР размещены в открытом доступе в сети интернет.

Единственным странным требованием, по моему мнению, является установление необходимости отсутствия непосредственного участия юридического лица из офшорной зоны, либо косвенного участия в уставном капитале российского юридического лица, которое имеет намерение приобрести статус участника ЭПР. То есть таким образом – требование допустимо преодолеть, если подаётся юридическое лицо, в уставном капитале которого есть юридическое лицо с участником(акционером) из офшорной зоны. Конкретных пояснений такого требования обнаружить в сопроводительной документации к нормативно-правовому документу не удалось.[6]

В дополнение следует отметить, что сам порядок подачи документов и включения в реестр участников ЭПР регламентирован не слишком строго – у участников есть всегда возможность в пределах сроках подачи заявки предоставить дополнительные документы, либо пояснения, которые они находят важными для рассмотрения соответствующим регулятором.

Закон о ЭПР является важным шагом к реализации новых технологий на территории РФ и является естественным с учётом ограничений, которые внесла в нашу жизнь глобальная коронавирусная инфекция. В ближайшее время стоит ожидать пополнение реестра ЭПР и в будущем – их последующее дозволение, путём дополнения специальной нормативно-правовой базы в действующее законодательство, либо издание новых законов для таких целей.

[1] Указ Президента РФ от 10.10.2019 N 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации»

[2] пп.а п.49 национальной стратегии, утв. Указом Президента РФ от 10.10.2019 N 490

[3] Федеральный закон от 31.07.2020 N 258-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»

[4] п.2 ст. 2 ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»

[5] Постановление Правительства РФ от 28.10.2020 N 1750, Указание Банка России от 25.11.2020 N 5634-У

[6] Приказ Минэкономразвития России от 18.11.2020 N 754