Ни для кого не секрет, что медицинские организации государственной и муниципальной системы здравоохранения зачастую испытывают недостаток в финансировании. Это напрямую сказывается на качестве оказываемой медицинской помощи. Вокруг много критики, некоторые считают такие медицинские организации плохим наследием советских времен.  При этом мало кто задумывается о причинах плачевного состояния государственной и муниципальной медицины. Между тем, «бомба замедленного действия» заложена в самой системе их финансирования.

Как используются деньги на оказание медицинской помощи по ОМС

В большинстве своем государственные и муниципальные поликлиники и больницы оказывают медицинскую помощь населению бесплатно, в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС), являющегося основной частью программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Таким образом, основной доход эти медицинские организации получают из средств ОМС, которые перечисляются им медицинскими страховыми организациями или непосредственно ТФОМС на основании соответствующего договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и по ценам на медицинские услуги, утвержденным тарифным соглашением в соответствующем субъекте РФ. И дело даже не в том, что тарифы на большую часть медицинских услуг по ОМС гораздо ниже средней рыночной стоимости аналогичных платных медицинских услуг, а в том, что полученные в рамках ОМС денежные средства медицинская организация (относящаяся как к государственной/муниципальной, так и к частной системе здравоохранения) может потратить только определенным образом, поскольку эти денежные  средства являются целевыми (согласно п. 5 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 29.10.2009 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС).

Структура тарифа, определяющая целевое использование, предусмотрена п. 7 ст. 35 закона об ОМС, п. 157 Правил ОМС, утвержденных Приказом  Минздравсоцразвития от 28.02.2011 года № 158н, и включает в себя:

  • расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

При этом базовая программа ОМС не предусматривает дополнительные элементы структуры тарифа по сравнению с установленной законом об ОМС (такая возможность предусмотрена п. 8 ст. 35 закона), а субъекты РФ не торопятся в территориальных программах дополнять структуру тарифа (такая возможность предусмотрена п.п. 5, 6 ст. 36 закона об ОМС).

Разумность ограничений по использованию средств из ОМС

Вы полагаете, что действующие ограничения по целевому использованию средств из ОМС логичны и разумны, потому как в противном случае есть риск того, что полученные деньги будут расходоваться на что угодно, кроме медицины?

Анализ действующих ограничений по использованию ОМС-х денежных средств дает основание предполагать, что как раз на развитие медицинской организации (и, соответственно, медицины в целом) эти денежные средства из ОМС использовать вряд ли получится. На поддержание медицинской организации «на плаву» – может быть, получится.

Медицине для развития необходимо использовать новейшие технологии, современное оборудование.

При этом на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) медицинская организация по полученным в рамках ОМС денежным средствам вправе потратить только до 100 000 руб. за каждую единицу. И ни рубля больше. Превышение этого ограничения расценивается как нецелевое использование средств ОМС, что влечет обязанность медицинской организации возвратить в бюджет  территориального фонда потраченные денежные средства в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом ОМС (ТФОМС) соответствующего требования, а также уплатить в бюджет ТФОМС штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств и пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки (п. 9 ст. 39 закона об ОМС).

Причем возврату в бюджет ТФОМС подлежит не сумма превышения установленного ограничения, а вся сумма, потраченная на приобретение основного средства. Например, если медицинская организация в нарушение установленного лимита закупила медицинское оборудование стоимостью 105 000 руб. за единицу, то по требованию ТФОМС она должна вернуть не 5 000 руб., а все 105 000 руб. (в подтверждение такой позиции Определение ВС РФ №301-КГ17-9179 от 26.07.2017 года по делу А29-2185/2016).

Вот еще некоторые примеры из судебной практики:

  • медицинская организация, оказывающая скорую медицинскую помощь, была не вправе использовать средства ОМС на покупку автомобиля скорой помощи (стоимость свыше 100 тыс. рублей!) и на погашение задолженности за приобретенный автомобиль скорой помощи по исполнительному листу (Определение ВС РФ от 07.12.2016 года №301-ЭС16-12338).
  • медицинская организация на средства ОМС приобрела терминал для выбора услуг и печати талонов стоимостью 105 078,43 руб. и фасадную вывеску стоимостью 129 800 рублей и вынуждена была вернуть потраченные деньги и оплатить штраф и пени (Определение ВС РФ от 27.04.2017 года №307-КГ16-17712 по делу А21-9950/2015).

Сколько стоит современное медицинское оборудование и что из основных средств вообще стоит меньше 100 000 рублей? Получается абсурдная ситуация: например, у медицинской организации (неважно, государственно или частной) есть потребность в модернизации медицинского или иного оборудования, есть ОМС-ные деньги, но приобрести на них что-то стоящее вряд ли получится.

В итоге, медицинским организациям в системе ОМС приходится придумывать, как потратить полученные деньги так, чтобы впоследствии не пришлось их возвращать в связи с нецелевым использованием и не стать должником по требованию ТФОМС: приобретаются мелочи вроде кофеварок, чайников, утюгов, холодильников и т.п. вещей, которые стоят за 1 ед. меньше 100 тыс. руб. При этом их можно купить в большом количестве с превышением суммы в 100 тыс. руб., не нарушая требований о целевом использовании средств ОМС (Определение ВС РФ от 15.05.2015 года №303-КГ15-4262 по делу №Ф03-206/2015).

Медицине для развития необходимы помещения и здания:

  • в которых можно разместить современное оборудование (как инженерное, так и медицинское);
  • соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям, которые должны учитываться уже на этапе проектирования.

Наличие помещений (зданий), медицинского оборудования и иных медицинских изделий являются составной частью лицензионных требований для осуществления медицинской деятельности. Однако затраты на строительство новых объектов медицинской организации, на реконструкцию и даже капитальный ремонт не могут быть оплачены из средств ОМС, потому как они не предусмотрены в структуре тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС.

Как указал суд в Постановлении от 11.09.2015 года по делу № Ф03-3648/2015: «из буквального содержания указанных нормоположений, в том числе Правил медицинского страхования, следует, что затраты на капитальный ремонт не указаны в качестве составляющей тарифа на медицинские услуги, оказываемые в рамках обязательного медицинского страхования». Верховный суд РФ поддержал эту позицию (Определение от 18.01.2016 года)

Для работы на современном оборудовании с использованием новейших технологий нужен квалифицированный обученный персонал. Для такого персонала необходимо обеспечить достойный уровень зарплат и выплат стимулирующего характера. Разумно предположить, что руководству медицинской организации лучше знать, какому врачу и в каком размере целесообразно осуществлять денежные выплаты, в том числе, стимулирующего характера. Однако и в этом аспекте есть нюансы, если указанные выплаты осуществляются за счет поступлений денежных средств по ОМС.

Во-первых, Правила ОМС устанавливают, что денежные выплаты из средств ОМС должны предназначаться тому персоналу, которое принимало непосредственное участие в оказании медицинской помощи по ОМС. Это означает, что средства ОМС запрещено использовать на зарплаты и выплаты стимулирующего характера врачей, которые, например:

  • оказывают населению платную медицинскую помощь (Определение ВС РФ №301-КГ15-1980 от 31.03.2015 года по делу А43-1988/2014);
  • осуществляют медицинскую деятельность, не предусмотренную территориальной программой ОМС, к примеру, по освидетельствованию на состояние опьянения (Постановление Арбитражного суда Северо-западного округа от 14.12.2015 года по делу А21-10229/2014).

Во-вторых, при осуществлении выплат стимулирующего характера должны учитываться нормы действующей системы оплаты труда, в т.ч. локальных актов организации. Так, например, ТФОМС при проверке медицинской организации были выявлены факты завышения зарплат, отсутствия снижения надбавки по основанию наличия в отделении внутрибольничного инфицирования, выплаты премии в отношении сотрудника, который имел дисциплинарное взыскание. Доводы медицинской организации об отсутствии причинно-следственной связи между действиями работников, связанными с выполнением ими должностных обязанностей, и возникновением неблагоприятных последствий в виде случая внутрибольничной инфекции, суд посчитал необоснованными, сославшись на требования действующего локального акта – Положения о выплатах стимулирующего характера и об оплате труда (Определение ВС РФ от 11.04.2018 года №304-КГ18-3011 по делу А81-3252/2016). Кроме того, в рамках указанного судебного спора суд признал обоснованной позицию ТФОМС о нецелевом использовании денежных средств ОМС, потраченных медицинской организацией на обучение по программе профессиональной подготовки (специализации) в отношении медицинской услуги, которая не предусмотрена территориальной программой ОМС.

В-третьих, даже если коллективным договором предусмотрены льготы и преимущества для работников-врачей, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами (ст. 43 ТК РФ), такие выплаты за счет средств ОМС признаются нецелевым использованием. Например, по результатам проверки медицинской организации ТФОМС установил, что работникам медучреждения представлялся краткосрочный отпуск с сохранением среднего заработка в связи с бракосочетанием, смерти родственников и т.п. (в соответствии с действующим коллективным договором). При этом работникам были выплачены из средств ОМС денежные средства на общую сумму 54 131 руб. ТФОМС отнес такие выплаты к выплатам стимулирующего характера и посчитал, что они не соответствуют целям, установленным Территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания населению. Суд поддержал позицию ТФОМС (Определение ВС РФ от 13.12.2017 года по делу А55-16801/2016).

Стоит упомянуть, что в структуру тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС включены расходы на приобретение продуктов питания, организацию питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации). При этом ФОМС считает, что приобретенные за счет средств ОМС продукты питания могут использоваться только для организации питания пациентов по ОМС. Например, в ходе одной из проверок ТФОМС выявил, что медицинская организация на средства ОМС закупила мясо для организации питания пациентов, которым оказывались платные медицинские услуги. Такое расходование средств ОМС ТФОМС посчитал нецелевым. И суд согласился с таким выводом (Определение ВС РФ №309-ЭС17-9175 от 31.07.2017 года по делу А60-27646/2016).

Вывод: действующая система целевого использования средств ОМС тем более не привлекательна для медицинских организаций частной системы здравоохранения (коммерческих организаций, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли). Как результат, в сфере ОМС присутствует недостаточное формирование конкуренции, что в свою очередь негативно сказывается на доступности качественной медицинской помощи по ОМС. Представляется, что давно назрела необходимость исключить ряд ограничений по целевому использованию денежных средств ОМС, а в отношении медицинских организаций частной системы здравоохранения – вообще исключить такие ограничения: ведь речь идет не о субсидиях или дотациях из бюджета, а оплаты за оказанную медицинскую помощь.