Некоторые салоны красоты, предлагающие своим клиентам SPA-услуги по удалению волос, стали объектами пристального внимания со стороны контролирующих и даже правоохранительных органов.

Итоги, проводимых у таких салонов красоты проверок, были весьма неожиданными для предпринимателей, организовавших их деятельность: ведь используемые при оказании SPA-услуг косметические аппараты, основанные на использовании метода фото- и лазерного воздействия, признавались медицинскими изделиями, соответственно SPA-услуги с применением таких аппаратов признавались медицинскими услугами, осуществляемыми без лицензии на медицинскую деятельность.

Более того, при отсутствии регистрационного удостоверения на такие аппараты последние признавались незарегистрированными медицинскими изделиями и их дальнейшее обращение запрещалось.

В результате предпринимателей салонов красоты привлекали к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии и нарушение правил в сфере обращение медицинских изделий.

Насколько верным является довод о том, что вышеуказанные SPA-услуги относятся к косметическим (немедицинским), и, соответственно, используемые для оказания таких услуг аппараты не являются медицинскими изделиями?

SPA-услуги по удалению волос относятся по своей сути:

  • либо к эпиляции – искусственному удалению волос посредством разрушения волосяных луковиц, либо удаление волос с корнем;
  • либо к депиляции – удаление надкожной части волосяного покрова (в отличии от эпиляции депиляция не затрагивает волосяные фолликулы, в результате чего естественный рост волос не нарушается, поэтому при депиляции волосы удаляются временно и спустя непродолжительное время отрастают вновь).

С одной стороны, в терминологии федерального закона от 21.11.2021 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – «Закон») медицинское вмешательство имеет профилактическую, исследовательскую, диагностическую лечебную реабилитационную направленность. С учетом этого процедуру по удалению волос вряд ли можно отнести к вышеуказанной направленности.

При этом согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)), утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, код 96.02.2 “предоставление косметических услуг парикмахерскими и салонами красоты” включает предоставление косметических услуг парикмахерскими и салонами красоты услуги SPA-ухода за телом, включая гигиенические, релаксирующие, эстетические методы с использованием косметических средств, природных и преформированных факторов.

В силу ГОСТ Р 55317-2012 “Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги населению. СПА-услуги. Термины и определения”, утвержденного приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1597-СТ, под эпиляцией понимается удаление волос на коже лица и тела посредством разрушения волосяных луковиц (пункт 2.6.5).

В примечании к пункту 2.6.5 названного ГОСТа определено, что в зависимости от используемого метода или препаратов различаются биоэпиляция (эпиляция горячим или холодным воском, а также медом), электроэпиляция, фотоэпиляция, лазерная эпиляция.

Но с другой стороны необходимо учесть следующее.

Приложение к положению о лицензировании медицинской деятельности содержит перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в который включены работы (услуги) по косметологии.

Согласно порядку оказания медицинской помощи по профилю “косметология” (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 18 апреля 2012 г. N 381н (далее – «Порядок»)):

  • медицинская помощь по профилю «косметология» включает комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и ее придатков, подкожной жировой клетчатки и поверхностных мышц);
  • оказание медицинской помощи по профилю «косметология» включает диагностику и коррекцию врожденных и приобретенных морфофункциональных нарушений покровных тканей человеческого организма, в том числе возникающих вследствие травм и хирургических вмешательств, химиотерапевтического, лучевого и медикаментозного воздействия и перенесенных заболеваний (пункт 3).

Несмотря на отсутствие в Положении о лицензировании и Порядке работ (услуг) по эпиляции или депиляции, такие медицинские услуги («проведение эпиляции», «проведение депиляции») предусмотрены номенклатурой медицинских услуг, утв. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 13.10.2017 № 804н.

Целесообразно отметить, что 23.09.2021 Минздрав России в письме № 17-2/И/2-15403 дал разъяснения относительно применения номенклатуры медицинских услуг. Согласно этим разъяснениям:

  • отличительными признаками медицинских услуг являются их цель оказания – направленность на профилактику, диагностику, лечение заболеваний, реабилитацию;
  • медицинские услуги заключаются в выполнении медицинским работником (лицом, работающим в медицинской организации, осуществляющей медицинскую деятельность на основании лицензии или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность на основании лицензии) в отношении пациента медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций с использованием медицинских изделий с целью профилактики, диагностики, лечения заболеваний, медицинской реабилитации, имеющих самостоятельное законченное значение.

Даже устаревшая номенклатура работ и услуг в здравоохранении, утвержденная Минздравсоцразвитием Российской Федерации 12.07.2004, относит к простым медицинским услугам лечение с помощью лучевого (звукового, светового, ультрафиолетового, лазерного) воздействия. И проведение эпиляции (код ПМУ 14.01.015), и проведение депиляции (код ПМУ 14.01.014) эта номенклатура относит к манипуляциям сестринского ухода, являющимися простыми медицинскими услугами.

Таким образом, отнесение эпиляции и депиляции к SPA-услугам не исключает их одновременное отнесение к медицинским услугам.

В соответствии с позицией Верховного суда РФ, изложенной в решении от 10.10.2019 № N АКПИ19-639:

  • в организациях, не имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, могут оказываться услуги по восковой, механической коррекции волосяного покрова проблемных зон, шугаринга с использованием парфюмерно-косметических средств немедицинским персоналом, а в медицинских организациях могут оказываться услуги по эпиляции с использованием лекарственных средств и медицинских изделий медицинскими работниками;
  • отнесение услуги по проведению эпиляции (код услуги – 01.013) к медицинским и включение ее в Номенклатуру медицинских услуг направлено на обеспечение таких основных принципов охраны здоровья, как приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, ее доступность и качество медицинской помощи (пункты 2 и 6 статьи 4 Федерального закона N 323-ФЗ).

В судебной практике имеются судебные акты, подтверждающие обоснованность отнесения услуги по лазерной эпиляции к медицинской услуге. Например, в соответствии с Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.03.2020 по делу № А74-9450/2019 для оказания услуги по лазерной эпиляции (лазерное оборудование DF Laser Hybrid SL-01) необходима лицензия на медицинскую деятельность, в отсутствие которой привлечение предпринимателя к административному наказанию по ч. 2 ст. 14.1. КоАП РФ является обоснованным и законным.

Аналогичную позицию можно найти и в других судебных актах.

Например,

  • Арбитражный суд Волго-Вятского округа (постановление от 29 июля 2020 г. по делу N А43-53411/2019) указал, что нижестоящие суды сделали правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае оказываемая Предпринимателем услуга по эпиляции с использованием прибора DF Laser Hibrid не подпадает под косметические услуги парикмахерских и салонов красоты, оказывающих услугу SPA-ухода за телом, включая гигиенические, релаксирующие, эстетические методы с использованием косметических средств, природных и преформированных факторов, а является медицинской услугой, для оказания которой необходимо получение лицензии.
  • Арбитражный суд Республики Хакасии (решение от 14.10.2019 г. по делу № А74-9450/2019) посчитал несостоятельным довод предпринимателя о том, что используемое им оборудование является оборудованием косметологическим немедицинского назначения. (согласно доводу предпринимателя, лазерная эпиляция не является медицинской услугой, поскольку оборудование, используемое для оказания услуги, не является медицинским изделием, что подтверждается имеющимся сертификатом соответствия) и признал услугу по проведению эпиляции с использованием прибора DF Laser Hybrid SL-01 медицинской, для осуществления которой необходимо получение лицензии, поскольку технология позволяла проникать глубоко в фолликулы, которые осуществляют рост волос.

Схожая судебная практика представлена в судебных актах:

  • от 30.10.2019 г. по делу № А73-15844/2019 (Арбитражный суд Хабаровского края);
  • от 05.09.2019 г. по делу № А49-9445/2019 (Арбитражный суда Пензенской области);
  • от 06.09.2019 г. по делу № А63-12047/2019 (Арбитражный суд Ставропольского края);
  • от 28.08.2019 г. по делу № А54-6930/2019 (Арбитражного суда Рязанской области);
  • от 9.07.2019 г. по делу № А32-18767/2019 (Арбитражного суда Краснодарского края);
  • от 24 октября 2019 г. по делу № А60-30609/2019 (Семнадцатый арбитражный апелляционный суд).

Аналогичные судебные акты (признание эпиляции с использованием лазерных приборов медицинской услугой и привлечения к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности в отсутствие лицензии на медицинскую деятельность) приняты по результатам рассмотрения дел: № А32-31799/2019, № А60-46199/2019.

Некоторые суды считают, что не только эпиляция, но и депиляция является медицинской услугой, оказываемой только при условии наличия лицензии на осуществление медицинской деятельности (пример тому – судебное разбирательство по делу № А40-192446/2019).

Росздравнадзор РФ в письме от 02.10.2019 г. N 01И-2391/19 указал, что продукция «Фотоэпиляторы», предназначенная производителями для проведения эпиляции методами светового воздействия (технология IPL – интенсивный импульсный свет, лазерное излучение) в соответствии с положениями ч. 1. ст. 38 Закона относятся к медицинским изделиям.

А в реестре медицинских изделий также можно увидеть сведения о лазерах как медицинских изделиях.

Даже если применяемые салонами красоты для эпиляции или депиляции аппараты не сопровождаются регистрационными изделиями на медицинское изделие, это не означает, что такие приборы не являются медицинскими изделиями: например, в письме Росздравнадзора от 02.10.2018 № 01И-2347/18 сообщается о выявлении в обращении на территории РФ незарегистрированного медицинского изделия “Фотоэпилятор «Philips Lumea Prestige», а в письме Росздравнадзора от 09.11.2018 года №02И-2651/18 «О незарегистрированном медицинском изделии» сообщается о выявлении в обращении незарегистрированного медицинского изделия: «DF Laser Hybrid», изготовитель «Beijing ADDS Development».

Имеется немалое количество писем Росздравнадзора о выявлении и других незарегистрированных лазеров – изделий медицинского назначения. Такие письма есть в разделе “Информационные письма” (на сайте Росздравнадзора в поиске достаточно набрать слово «лазер»).

Вышеуказанное целесообразно учесть в деятельности как медицинских, так и немедицинских организаций.