«У России две беды – дураки и дороги».. каждый из нас знает эту фразу с детства. Моё сообщение будет посвящено второй из бед – дорогам.

Вступлением к информационному сообщению послужит случай из жизни, который перерос в судебный спор увенчавшийся успехом и отличным опытом для автора.

Случай этот произошел весной, в то время когда дорожное покрытие на одной из городских улиц среднестатистического города оставляло желать лучшего.

В один из прекрасных солнечных дней, один замечательный человек двигался на своем автомобиле, с разрешенной скоростью и даже по своей полосе. По стечению обстоятельств, скользкому дорожному покрытию и ряду неизвестных автору причин, автомобиль замечательного человека одним колесом съехал на обочину, обочина оказалась настолько занижена, из-за этого  автомобиль «протащило» несколько метров и он врезался в другой – мирно стоящий автомобиль.

Разбирательство показало, что ни замечательный человек, ни тем более владелец стоящего автомобиля в произошедшем ДТП не виновны.

Данное обстоятельство позволило страховым компаниям не волноваться по поводу страховых выплат, а вот замечательный человек задумался, т.к. почти 60 000 руб., необходимых на ремонт автомобиля, сумма немалая.

После изучения вопроса была выяснено, что ситуация решаема.

Впоследствии она решилась положительно, денежные средства за ремонт автомобиля были взысканы с «обидчика».

Данное сообщение будет посвящено проблемам, связанным с нашими дорогами, а именно будет рассмотрен документ, который устанавливает требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения автомобильных дорог и улиц.

Указанный документ – Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения автомобильных дорог и улиц» (Далее – «Стандарт», «ГОСТ»).

Указанный стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Указанным стандартом все дороги делятся на три группы:

Группа А – автомобильные дороги с интенсивностью движения более 3000 авт/сут; в городах и населенных пунктах – магистральные дороги скоростного движения, магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения Группа Б – автомобильные дороги с интенсивностью движения от 1000 до 3000 авт/сут; в городах и населенных пунктах – магистральные дороги регулируемого движения, магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения и районного значения; Группа В – автомобильные дороги с интенсивностью движения менее 1000 авт/сут; в городах и населенных пунктах – улицы и дороги местного значения;

Пунктом 3.1.1 Стандарта установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Приведу некоторые показатели, установленные ГОСТом:

Предельно допустимые повреждения покрытия, а также сроки их ликвидации:

Группа дорог и улиц
по их транспортно-
эксплуатационным
характеристикам
Повреждения на
1000 кв. м покрытия, кв. м, не более
Сроки ликвидации
повреждений, сут.,не более

А

0,3 (1,5*)

5

Б

1,5 (3,5*)

7

В

2,5 (7,0*)

10

*  в скобках приведены значения повреждений для весеннего периода

Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине – 60 см и глубине – 5 см (п. 3.1.2.).

Пунктом 3.1.6. ГОСТ установлены сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно – эксплуатационных характеристик:

Группа дорог и улиц по их
транспортно-эксплуатационным
характеристикам
Нормативный срок ликвидации
зимней скользкости и окончания        снегоочистки, ч.

А

4

Б

5

В

6

* Нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки – с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ

Рассматриваемым Стандартом установлены требования к размещению убранного (собранного) снега, так пунктом 3.1.8. ГОСТ установлено, что формирование снежных валов не допускается:

на пересечениях всех дорог и улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости

ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта

на тротуарах

на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром

ближе 5 м от пешеходного перехода

Пунктом 3.1.9. ГОСТ установлено, что в городах и населенных пунктах уборку тротуаров и пешеходных дорожек следует осуществлять с учетом интенсивности движения пешеходов после окончания снегопада или метели в сроки

Интенсивность движения пешеходов, чел./час Время проведения работ,   ч., не более
св. 250 1
от 100 до 250 2
до 100 3

Требования к люкам, смотровым колодцам, рельсам и т.д.:

  • Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2,0 см.
  • Не допускается отклонение решетки дождеприемника относительно уровня лотка более 3,0 см.
  • Не допускается отклонение верха головки рельса трамвайных или железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия более 2,0 см.
  • На железнодорожных переездах не допускается возвышение междурельсового настила над верхом рельсов более 3,0 см, а глубина неровностей в покрытии междурельсового пространства (настиле) не должна быть более 4,0 см.

Что касается обочин:

Обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см.

Возвышение обочины (разделительной полосы) над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается.

Повреждения грунтовых обочин (разделительных полос) не должны превышать следующих значений:

Группа дорог и улиц по их
транспортно-эксплуатационным
характеристикам
Повреждения на   1000 кв. м покрытия
кв. м, не более
Глубина
повреждений,
см, не более

А

5,0

5,0

Б

7,0

7,0

В

15,0

10,0

Также указанный Стандарт устанавливает требования к:

  • Видимости;
  • К техническим средствам организации дорожного движения и оборудованию дорог и улиц (Дорожные знаки, Дорожные светофоры, Дорожные ограждения и бортовой камень, Сигнальные столбики и маяки, Наружное освещение, )

В каждом субъекте Российской Федерации существуют специальные организации, которые в соответствии с нормативными актами субъектов федерации осуществляют деятельность по благоустройству дорог.

В регионе проживания автора – Бюджетное учреждение «Управление дорожного хозяйства и благоустройства».

Стоит отметить, что при соблюдении ряда условий, а именно:

  • дорожное покрытие не соответствует требованиям указанного ГОСТа;
  • у Вас есть острое желание привлечь кого-нибудь к ответственности.

Можно добиться привлечения к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ, лиц, ответственных за состояние дорог.

Указанной статьей установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.

Санкция для данного состава – административный штраф на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Если же Вы или Ваши родственники/друзья/знакомые попадут в ситуацию, кратко описанную во вступлении к данному сообщению, советую для начала обратиться в Госавтоинспекцию МВД России. Результат обращения (привлекут кого-либо к административной ответственности или ограничатся предписанием) нам не так важен.

Официальный ответ из Госавтоинспекции, в котором будет установлен факт несоответствия дорожного покрытия требования ГОСТа, послужит отличным доказательством вины «Дорожников» в повреждении Вашего транспортного средства.

После этого можно обращаться в суд, т.к. в соответствии с ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2005 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»  участники дорожного движения имеют право на возмещение ущерба по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, в случаях причинения им телесных повреждений, а также в случаях повреждения транспортного средства и (или) груза в результате дорожно-транспортного происшествия.

А в соответствии с частью 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – «ГК РФ») вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Статью подготовил:

Денис Добрынин- юрисконсульт Alta-via