Настоящая статья подготовлена в целях информирования о существующих льготах и критериях организаций, занимающихся деятельностью в области информационных технологий, далее по тексту – «IT-компания».

В России среди юридических лиц специальное регулирование применяется в отношении IT-компаний (Постановление Правительства РФ от 18.06.2021 N 929).

В целях определения IT-компаний законодатель выделил три допустимых активностей со стороны таких организаций:

  • разработка и реализация разработанных IT-компанией программ для электронных вычислительных машин, баз данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора
  • оказание услуг (выполнение работ) по разработке, адаптации, модификации программ для электронных вычислительных машин, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники)
  • установка, тестирование и сопровождение программ для электронных вычислительных машин, баз данных

а также дополнительные условия по использованию пониженной ставки налога на прибыль:

1) доля доходов от деятельности в области информационных технологий составляет не менее 90 процентов всех доходов организации за соответствующий период (п. 1.15 ст. 284, абз. 4, 8 п. 5 ст. 427 Налогового кодекса РФ);

2) среднесписочная численность работников (средняя численность работников) за тот же период – не менее 7 человек (п. 1.15 ст. 284, абз. 5, 9 п. 5 ст. 427 Налогового кодекса РФ).

При этом такие организации не обязаны соблюдать данные условия в процессе аккредитации – условия проверяются после завершения соответствующего налогового периода.

В случае прохождения аккредитации – IT-компании имеют возможность воспользоваться пониженной ставкой налога на прибыль, а также в 2022 году им будет предоставлено (НПА ещё не принят, но соответствующие директивы обозначены Указом Президента РФ от 02.03.2022 N 83):

  • по 31 декабря 2024 г. нулевую ставку по налогу на прибыль
  • дополнительные налоговые льготы и преференции
  • отсрочка от призыва на военную службу на период работы в аккредитованной IT-компании, и порядок предоставления права на нее
  • гранты для поддержки перспективных разработок отечественных IT-решений (аналогов зарубежных)
  • льготные кредиты по ставке до 3% годовых, на обеспечение их текущей деятельности и реализацию новых проектов
  • упрощение процедуры трудоустройства иностранцев, привлекаемых для работы
  • выделение денежных средств для улучшения жилищных условий отдельных сотрудников и повышения их зарплаты, возможность оформления льготной ипотеки
  • освобождение IT-компаний на срок до трех лет от валютного контроля, других видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

После утверждения вышеуказанного постановления правительства было опубликовано Письмо Минцифры России от 07.09.2021 N П11-2-05-200-38749 в связи с большим количеством поступивших в адреса министерств запросов о необходимости расшифровки обозначенных активностей в целях надлежащего исполнения IT-компаниями своих обязательств при сохранении государственных преференций.

В список наиболее размытых терминов вошли такие как: разработка, установка, сопровождение программ для ЭВМ и баз данных.

Из пояснений Минцифры России следует, что действия IT-компаний всегда должны быть связаны именно с прямым взаимодействием с электронным продуктом (базами данных или программ для ЭВМ, их вариаций). По мнению законодателя IT-компании не могут заниматься закупкой самих ЭВМ, прогнозировать планы обновления ЭВМ, вести техническую работу по исправлению механических повреждения ЭВМ или её частей, что по моему мнению является непроработанной частью специального регулирования – такой выручке следовало бы уделить определённую часть от доходов IT-компании, что расширило бы их полномочий и позволило контрагентам передать на сопровождение техническую составляющую IT-процессов (вычислительные мощности должны позволять программам ЭВМ и базам данным функционировать бесперебойно и быстро).

В целях минимизации рисков выбытия из критериев для IT-компаний, я рекомендую руководствоваться строго Постановлением Правительства РФ от 18.06.2021 N 929 и Письмом Минцифры России от 07.09.2021 N П11-2-05-200-38749 в части указания планируемых к оказанию услуг, так как налоговые органы не являются сторонниками расширенного толкования и при наличии несоответствий – будут рассматривать такие услуги как несоответствующие требованиям законодательства РФ.