Проблема

Клиент компании обратился с просьбой юридического сопровождения проведения розыгрыша в социальных сетях для привлечения внимания к предлагаемым компанией услугам. Перед юристами стояла задача разобраться, каким образом оформляется проведение розыгрыша и оформить необходимые документы, которые бы в полной мере защищали права клиента. Проведением розыгрыша не должны нарушаться нормы ФЗ «О рекламе», а также розыгрыш не должен попадать под признаки лотереи, так как законодательством предусмотрен определенный порядок проведения лотереи, и в случае его несоблюдения организатору грозит привлечение к административной ответственности с наложением штрафа до 350 тыс. рублей.

Решение

Не смотря на высокую популярность проведения розыгрышей в социальных сетях, порядок его организации законодательно не урегулирован.  В связи с чем, юристами был поведен анализ судебной практики и законодательства о лотереях с целью выявления признаков лотереи, которых следует избежать при организации проведения розыгрыша. Одним из важных признаков лотереи является случайный способ определения победителей, в связи с чем, перед юристами встал вопрос – как изложить условия участия и получения выигрыша. Вопрос был решен следующим образом.

Юристами было разработано положение о проведении розыгрыша, в котором подробно были описаны условия участия в розыгрыше, подобные условия были сформулированы и в постах о розыгрышах в социальных сетях. Положение размещено на сайте клиента, в постах сделаны ссылки на страницу сайта, где размещено положение. В положении и в постах социальных сетей, указано, что участие в розыгрыше подтверждает согласие участников с правилами проведения розыгрыша. Так как подача заявки на участие в розыгрыше без ознакомления с положением невозможна, этим обеспечено ознакомление участников и представление согласия с правилами проведения розыгрыша, что защитит клиента при возникновении споров о порядке проведения розыгрыша в дальнейшем.

Заявка на участие считается поданной только при соблюдении совокупности условий: подписка на аккаунт в социальных сетях, регистрация в приложении клиента, репост поста и уведомление об участии в личном сообщении в социальной сети. Если лицом не соблюдено хоть одно условие, участником он стать не может.

Для подведения итогов розыгрыша в положении было предусмотрено создание комиссии, которая ведет протокол. Розыгрыш проводится открыто в прямом эфире социальных сетей с использованием специального приложения. Чтобы избежать случайности в подведении итогов в положении предусмотрена обязанность комиссии проверять соблюдение участниками условия подачи заявки.

Еще одним вопросом, который возник при организации розыгрыша, стал следующий: на основании чего передается выигрыш? Клиенту было предложено заключать с победителями договор дарения. Так как сумма выигрыша каждого победителя не превышает 4 тыс. рублей, согласно нормам законодательства, налогообложению не подлежит. То есть, у одаряемого нет обязанности платить налог на доход физического лица.

Особенность

  • отсутствие законодательного регулирования порядка проведения розыгрыша;
  • необходимость исключения признаков лотереи при проведении розыгрыша;
  • особенность фиксации условий, направленных на конкретизацию условий подведения итогов розыгрыша.