В этом году с 1 сентября вступил в силу Федеральный закон от 02.07.2021 N 347-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе», который дополнил закон о рекламе статьей 18.1.
Статья 18.1 действующей редакции закона о рекламе ввела понятие оператора рекламных данных.
Под оператором рекламных данных (ОРД) понимается владелец программы для ЭВМ, предназначенной для установления факта распространения рекламы в сети Интернет, уполномоченный Роскомнадзором (РКН) осуществлять учет рекламы в сети Интернет и предоставлять информацию в РКН.
По сути, ОРД – это субъект, который собирает, а точнее аккумулирует всю необходимую законом информацию, и передает эту информацию в РКН.
Реестр операторов рекламных данных будет сформирован уже до конца этого года, а в него вероятнее всего попадут самые крупные операторы рекламных систем, такие как, Яндекс и ВКонтакте.
ОРД будут присваивать любой рекламе идентификатор (токкен), без которого распространение рекламы является незаконным. Благодаря такому токкену у РКН будет вся информация, связанная с рекламой и лицом, которым она осуществляется.
[На момент написания данной статьи, порядок присвоения токкена не утвержден]
Кроме того, любая реклама в сети Интернет должна включать в себя:

  • Пометку «реклама»;
  • Указание на рекламодателя и (или) сайт, где содержится информация о рекламодателе.

Кто должен предоставлять информацию?

Обязанность по предоставлению ОРД необходимой информации возлагается на следующих субъектов (обязанные лица):

  • Рекламодатель;
  • Рекламораспространитель;
  • Оператор рекламной системы.

Каждый субъект предоставляет информацию по своей части (о себе), при этом, рекламораспространитель может предоставлять информацию о рекламодателе за него, т.е. рекламодатель может быть освобожден от этой обязанности, но только при условии, что такое перепоручение прямо предусмотрено в договоре между ними.
Стоит отметить, что для рекламораспространителей, аналогичное право (возможность передачи обязанности по предоставлению информации ОРС) – не предусмотрена.

 

Какую информацию необходимо предоставлять?

Во-первых, это данные об обязанных лицах (ИНН; ОГРН; место нахождения и др.);
Во-вторых, это данные о самой рекламе (тип рекламной компании, срок размещения рекламы, параметры аудитории и др.).

Как предоставлять информацию?

Обязанные лица передают необходимую информацию не напрямую в РКН, а через ОРД.
Взаимодействие обязанных лиц с ОРД и РКН обеспечивается через личный кабинет на сайте РКН, который должен быть привязан к подтвержденной ученой записи в ЕСИА (госуслуги).

Как это работает сегодня?

Сегодня механизм передачи необходимой информации уже реализован Яндексом следующим образом: в личном кабинете ЯндексДирект необходимо заполнить обязательные поля, без заполнения которых Яндекс не позволит запустить рекламу, а уже потом Яндекс сам передает эту информацию в РКН.
Таким образом, в случае если Яндекс будет признан ОРД, обязанность по предоставлению информации, по сути, будет считаться исполненной в момент заполнения обязанным лицом всех обязательных полей.
Что касается иных операторов рекламных систем, информацию о распространении рекламы через их функционал придется передавать ОРД самостоятельно.
Новая редакция закона также предусматривает и исключения из общего правила.
Так, не нужно предоставлять информацию:

  • о рекламе своих товаров, которую рассылают по электронной почте или в виде сообщений для групп пользователей;
  • о рекламе, транслируемой через интернет, если она идентична рекламе в теле- и радиопередачах.

С учетом того, что в ближайшее время будут приняты все необходимые для реализации новой редакции закона нормативные правовые акты, а также, с учетом того, что перечень операторов рекламных данных до конца 2022 года, скорее всего, будет определен, необходимо уже сейчас начинать работу по актуализации договоров с рекламораспространителями.
В частности, в договор между рекламодателем и рекламораспространителем необходимо включать условие, в соответствии с которым обязанность по предоставлению информации о рекламодателе и его рекламе ОРД возлагается на рекламораспространителя.