Статья 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – ФЗ №294) предусматриваем обязанность ЮЛ и ИП уведомлять уполномоченные органы о начале осуществления ими отдельных видов предпринимательской деятельности. В настоящем информационном сообщении я хочу осветить детали и нюансы порядка ее применения на практике.
Рассматриваемый вопрос регламентируется ст.8 ФЗ №294 и Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584 “Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности” (далее – Постановление №584). Переписывать нормы не стану, для простоты восприятия прибегну к схематичному изображению описанных в них процессов.
Случаи обязательного направления уведомлений ЮЛ и ИП перед началом осуществления некоторых видов предпринимательской деятельности подробно перечислены в Приложении №1 Постановления №584. Приводить все из них не стану, приведу самые, на мой взгляд, возможные к применению в отношении некоторых клиентов ЗАО «Альта Виа» на сегодняшний день:
Наименование видов деятельности и выполняемых в их составе работ и услуг |
Код ОКВЭД |
Уполномоченный орган, в который следует направлять уведомление |
Услуги общественного питания | 122100, 122200 | Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальный орган) (Роспотребнадзор) |
Розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами | 52.33 | Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальный орган) (Роспотребнадзор) |
Оптовая торговля пищевыми продуктами | 51.38.22 | Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальный орган) (Роспотребнадзор) |
Техническое обслуживание и ремонт офисных машин и вычислительной техники, включая контрольно-кассовую технику | 72.5 | Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальный орган) (Роспотребнадзор) |
Производство соковой продукции из фруктов и овощей: Производство фруктовых и овощных соков | 15.32 | Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальный орган) (Роспотребнадзор) |
Производство безалкогольных напитков, кроме минеральных вод | 15.98.2 | Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальный орган) (Роспотребнадзор) |
Предоставление социальных услуг | 85.3 | Федеральная служба по труду и занятости |
Услуги по управлению многоквартирными домами | 041131 | Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор |
Основными ориентирами при решении вопроса о том, подпадает ли тот или иной вид деятельности ЮЛ/ИП под действие Постановления №584, являются следующие:
- Код ОКВЭД вида деятельности, планируемой к осуществлению ЮЛ/ИП, должен соответствовать коду ОКВЭД, перечисленному в Постановлении №584. При этом, не имеет значение, внесены ли в ЕГРЮЛ/ЕГРИП в отношении ЮЛ/ИП сведения о таком коде ОКВЭД.
- Если в ЕГРЮЛ/ЕГРИП в отношении ЮЛ/ИП содержатся сведения о кодах ОКВЭД, перечисленный в Постановлении №584, но при этом ЮЛ/ИП фактически такие виды деятельности не осуществляют, направлять уведомление не нужно.
Момент (сроки) направления уведомления:
ЮЛ и ИП при создании
Действующие ЮЛ и ИП
Форма уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности утверждена Постановлением №584 (см.Приложение №2).
Способы направления уведомлений и даты их подачи:
Т.о., достаточно направить уведомление в адрес уполномоченного органа почтой, что проще всего, и ЮЛ/ИП можно приступать к осуществлению заявленного в уведомлении вида предпринимательской деятельности, не дожидаясь, когда уведомление будет получено адресатом.
Ответственность (ст.19.7.5.-1 КоАП РФ):
За непредставление уведомления – штраф 10 000 – 20 000 рублей
За предоставление уведомления с недостоверными сведениями – штраф 20 000 – 30 000 рублей.
Штраф, безусловно, при сопоставлении с другими административными штрафами (например, за нарушение законодательства о рекламе – до 500 000 рублей), не большой. Однако, так как цель данного сообщения можно охарактеризовать высказыванием неизвестного автора «Предупрежден, значит вооружен», последствиям несоблюдения рассматриваемого в настоящем сообщении требования законодательства РФ отводится второстепенное значение.
Информацию подготовила:
Демина Виктория – ведущий юрисконсульт Alta-via