По общему правилу считается, что медицинская организация (МО) вправе оказывать медицинские услуги с момента оформления лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Однако в отдельных случаях наличие лицензии, в которой предусмотрены конкретные работы (услуги), не является достаточным для легитимного оказания этих услуг.
Примером тому является медицинское освидетельствование на наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа иностранным гражданам и лицам без гражданства в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание, или вида на жительство, или разрешения на работу в РФ, перечень которых предусмотрен приказом Минздрава РФ от 19.11.2021 № 1079н:

  • туберкулез;
  • лепра;
  • сифилис;
  • болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), и бессимптомный инфекционный статус, вызванный вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).

Данная услуга предусмотрена в перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в Положении о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 № 852.

Однако федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрены требования об обязанностях высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ установления перечня МО, уполномоченных на проведение медицинского освидетельствования на наличие или отсутствие факта употребления ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, и заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
Такие перечни МО подлежат установлению при проведении вышеуказанных медицинских освидетельствований в целях:

  1. временного пребывания иностранных граждан в целях, не связанных с осуществлением трудовой деятельности, на срок, превышающий 90 дней;
  2. получения разрешения на временное проживание иностранных граждан в РФ, прибывших в РФ в порядке, как требующем, так и не требующем получения визы,получения вида на жительство;
  3. выдачи разрешения на работу иностранным гражданам, прибывшим в РФ на основании визы для осуществления трудовой деятельности;
  4. получения патента для осуществления трудовой деятельности иностранным гражданам, прибывшим в РФ в порядке, не требующем получения визы и переоформления такого патента.

Например, Правительством Москвы установлены 3 перечня медицинских организаций, которые могут проводить вышеуказанное медицинское освидетельствование в зависимости от целей его проведения.
При этом частные МО предусмотрены только в перечне МО, которые уполномочены проводить мед. освидетельствование в целях выдачи разрешения на работу иностранным гражданам, прибывшим в РФ на основании визы для осуществления трудовой деятельности.
Медицинские освидетельствования в иных целях уполномочены проводить только ГБУЗ Москвы.
Стоит обратить внимание, что многими странами (немалая часть из которых относится к бывшим республикам СССР) у РФ действует безвизовый режим, соответственно граждане этих осуществляют въезд в РФ в порядке, не требующем получение визы.
Перечень таких стран является публичной информацией.

Соответственно, для этой категории (иностранцев без визы, желающих получить разрешение на работу в РФ) частные МО Москвы не уполномочены проводить вышеуказанное медицинское освидетельствование.
Более того, проведение медицинских освидетельствований в целях получения разрешения на временное проживание иностранных граждан в РФ, прибывших в РФ в порядке, как требующем, так и не требующем получения визы; получения вида на жительство; получения патента для осуществления трудовой деятельности иностранным гражданам, прибывшим в РФ в порядке, не требующем получения визы и переоформления такого патента в Москве уполномочено только одна МО государственной системы здравоохранения – ГБУЗ города Москвы «Московский научно-практический центр дерматовенерологии и косметологии Департамента здравоохранения города Москвы.

Такое ограничение, установленное в отношении частных МО (речь не идет о сертификатах об отсутствии у иностранного гражданина или лица без гражданства заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), которые в силу п. 2 ст. 7 федерального закона от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» оформляются только МО государственной или муниципальной системы здравоохранения), вряд ли является логичным, тем более, что в других субъектах МО частной системы здравоохранения представлены более широкие полномочия: например, в Нижегородской области МО частной системы здравоохранения полномочны проводить медицинские освидетельствования по всем вышеуказанным случаям (целям).
Также целесообразно учесть, что ограничение количества МО из числа имеющих лицензии на соответствующие исследования, в отсутствие федеральных норм, которые закрепляют возможность такого ограничения, содержит признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
К такому выводу ранее пришло Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Тверской области (Определение от 05.10.2016 № N 04-6/1-8-2016).
Высшие судебные инстанции поддержали УФАС, отметив, что «реализация компетентным государственным органом своих дискреционных полномочий в любом случае исключает произвольный (абстрактный) подход и должна опираться на определенные объективные критерии, учитывая цели и задачи определенного правового регулирования. Иное противоречит основам конституционного строя Российской Федерации, основам правопорядка. Следовательно, при отсутствии буквально отраженных нормативных критериев и четкой регламентации порядка включения МО в рассматриваемый перечень на федеральном и (или) региональном уровне, правительство в любом случае не может не учитывать законные интересы всех участников регулируемых правоотношений в их сбалансированном варианте, игнорировать как цели и задачи правопорядка в сфере миграционной политики Российской Федерации, так и цели Закона о защите конкуренции, создание условий для эффективного функционирования значимых товарных рынков».