В 2021 году было обозначено, что законодатель собирается ввести в действие новые правила оказания платных медицинских услуг взамен утверждённым Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006.

В настоящей статье я хотел бы обозначить моменты, которые кажутся странными и которые могут непосредственно иметь негативное воздействие на бизнес и в какой-то части на бюджет государства.

Сам законопроект размещён на официальном сайте Государственной Думы по адресу: https://regulation.gov.ru/projects#npa=113890.

Непонятно основание для отражение всего пункта 7 новых правил.

Указанный пункт дублирует часть 5 статьи 84 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», что нагромождает документ повторяющимися положениями.

Более того, подпункт «г» пункта 7 Проекта противоречит положению вышеуказанного федерального закона, а именно: статье 84, в том числе пункту 4 части 5 статьи 84 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Каждый гражданин вправе получать на платных условиях любые виды медицинской помощи. Граждане обращаются за получением платных медицинских услуг по самым разным причинам, в том числе в связи с сервисной составляющей, а также наиболее лучшим техническим оснащением частных медицинских организаций. Установление запрета на оказание медицинских услуг в виде вызова коммерческой скорой медицинской помощи, неотложной помощи и экстренной помощи, когда пациент изначально обращается не в государственную медицинскую организацию, а целенаправленно в частную, оказывающую такие услуги на платной основе, приведет в первую очередь к нарушению прав потребителей и ограничению их же свобод.  Данный пункт сведет на нет деятельность коммерческих медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь, в том числе по хирургии на платной основе, поскольку такие виды помощи как правила нося либо неотложный характер, либо экстренный.

Наш законодатель очень любит дублировать нормы в разных нормативно-правовых актах, порой даже по объективным причинам (например, с дополнениями), но не в данном случае, поэтому вопрос «Зачем?» остаётся пока не будут приняты изменения в этой части.

Принимая во внимание, что текущий рынок медицинских услуг направлен на систематическое оказание медицинской помощи, привлечение потребителя как «постоянного» клиента в 2021 году законодатель до сих пор пытается установить обязательно оказание сроков оказания услуг в подпункте «д» пункта 12 и конкретного перечня услуг в подпункте «в» пункта 18 новых правил.

По нашему мнению, допустимо заключать рамочные договоры на оказание медицинских услуг. В рамках таких договоров пациент может прийти на одну лишь консультацию, по записи, а затем по таким же договорам прийти на консультацию к другому врачу-специалисту через месяц или более.

Более того, срок оказания медицинских услуг зависит в том числе, но не исключительно, от индивидуальных особенностей пациента и его состояния здоровья – создание обязательства по указанию точных сроков создаёт нагрузку, которую бизнес будет проецировать на врачей как людей, обладающих специальными познаниями в области медицины.

Данный пункт подлежит исключению, поскольку это нивелирует возможность заключения рамочного договора, в соответствии с которым пациент сам вправе выбирать медицинские услуги и получать их без заключения новых договоров каждый раз при посещении медицинской организации. Пациенты заинтересованы в том, чтобы у них была возможность записаться на прием либо через приложение, либо по телефону, прийти в клинику непосредственно к врачу без повторного оформления договоров и связанной с этим бюрократической машиной.

Удивляет необходимость указания в договоре на оказание медицинских услуг указывать график работы медицинских работников, что указано в подпункте «ж» пункта 12 новых правил.

ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в статье 93 устанавливает, что график работы медицинских работников является внутренним локальным документом и может корректироваться (например, в связи с болезнью, по иным причинам).

А представленный при заключении договора график работы медработников может быть неактуальным через некоторое время. Так как заключение любых дополнений к договору – это совершение новой сделки, при каждом изменении графика работы медицинского работника — это будет: (i) создание нагрузки сторонам таких правоотношений (ii) в случае огромной базы потребителей – просто несоразмерные нагрузки на медицинскую организацию только для «обновления графика».

В подпункте «а» пункта 14 новых правил законодатель посчитал допустимым создать лазейку получать учредительные документы бесплатно.

Согласно положения гражданского законодательства учредительным документом является устав юридического лица. Устав является юридическим актом, которым устанавливаются полномочия органов юридического лица, по усмотрению собственников – устанавливаются специальные компетенции тех или иных органов. Уставы бывают разные по объёму: от 10 до 30 страниц.

Формулировка обеспечивает неравенство по предоставлению информации между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем – устав и свидетельство ОГРНИП совсем разные по объёму документы и по содержанию. Свидетельство ОГРНИП не предоставляет такой объём информации потребителю по сравнению с уставом.

Создаётся противоречие с положениями НК РФ, а именно: предоставление информации из ЕГРЮЛ осуществляется на платной основе (п.1 ст. 7 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Размер платы зависит от срочности (абз.7 п.1 Постановление Правительства РФ от 19.05.2014 N 462).

В связи с изложенным создаётся «льготная» возможность получения информации из ЕГРЮЛ за счёт Исполнителя, то есть государство возлагает такие расходы на юридическое лицо без какой-либо компенсации.

Такое новшество никак не объясняется в пояснительной записке к такому законопроекту.

Подпункт «в» пункта 15 новых правил снова дублирует положения закона.

Данный подпункт вовсе необходимо исключить, поскольку указанная информация предоставляется в информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство, подписываемом пациентом в соответствии со статьёй 20 Федерального закона “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”.

Подпункт «а» пункта 18 почему-то не поспевает за развитием технологий в РФ.

Необходимость указания полных сведений по организациям устарели с момента появления официального открытого источника по юридическим лицам на официальном сайте Федеральной налоговой службы по адресу: https://egrul.nalog.ru/index.html

Такой сервис позволяет абсолютно любому лицу без какой-либо платы получить доступ ко всей информации о юридическом лице, которую законодатель считает необходимым указывать в договоре на оказание медицинских услуг по новым правилам.

Вместе с тем, такой подпункт содержит необходимость указания в договоре всех видов деятельности, которые вправе осуществлять медицинская организация.

Существуют лицензии на осуществление медицинской деятельности в связи с множеством адресов осуществления деятельности и большим перечнем оказываемых видов медицинской помощи могут быть составлены на 20, 30, 40 листах. Копирование в договор всех видов деятельности только нагромоздит документ информацией, не относящейся к предмету договора. И опять – каждый раз при внесении изменений в такой документ его необходимо будет печатать медицинской организации в двух-трёх экземплярах (при несовпадении заказчика и пациента в одном лице).

Всё это в совокупности лишь в очередной раз доказывает, что наш законодатель не заинтересован в тщательном анализе действующих норм права и сопоставления закона с текущими реалиями перед введением в действие новых норм права. Новые правила оказания платных медицинских услуг планируется вводить в действие с сентября 2021 года. Мы со своей стороны можем возлагать надежды на механизм регуляторной гильотины, где представители медицинского сообщества смогут отстоять интересы бизнеса путём обоснования неразумности таких обновлений.