В ходе осуществления профессиональной деятельности юриста приходится постоянно сталкиваться с обзорами, выдержками, жалобами и иными документами, наполненными ссылками на нормативно-правовые акты.

Путем ознакомления с такими документами – по мере того как дальше его анализируешь удаётся всё больше и больше оценить уровень юридической техники автора, оценить его возможности и правильность логики мышления, по крайней мере так как все познаётся в сравнении читающий понимает, как он превосходит автора или наоборот, может подчерпнуть в его трудах приёмы в своих будущих работах.

Одним из таких элементов юридической техники и является правильность использования ссылок на нормативно-правовые акты.

Как правильно ссылаться на нормы права? – этому не всегда обучают при получении юридического образования, нет какой-то единой концепции, как и на что ссылаться, в каком порядке. Применение ссылок на нормы права необходимо при составлении аргументированного заявления.

Ссылки на нормы права помогают автору:

  • Подтверждает правомерность требований, утверждений автора, которые необходимы ему для обращения читателя к его идее, идее его документа;
  • Выстроить логику по взаимосвязям норм права, когда для обоснования вывода нужна их совокупность.

В настоящее время мне удалось столкнуться с двумя моделями (по логике иных эффективных быть и не может) ссылок на нормы права:

  • Перечисление структурных элементов нормы права по возрастающей (подпункт, пункт, часть, статья);
  • Перечисление структурных элементов нормы права по убыванию (статья, часть, пункт, подпункт).

Первый вариант самый распространённый и наверно устоявшийся для применения в Российской Федерации. Когда составляется жалоба, иск, пояснения при использовании нормы права используется первая модель, это вроде как разумно руководствоваться принципом от меньшего к большему. Пример: «Согласно абзацу 1 подпункта 1 пункта 1 части 1 статьи 1 нормативно-правового-акта»
Второй вариант распространён в странах, где используется англо-саксонская система права, в этих же странах структура нормы тоже отличается. Пример: «Согласно норме статьи 1(1(1(1(1)», – при это как видно, не обозначаются элементы нормы права, а лишь используется скобки, обозначающие приоритет элемента внутри нормы права.
Я считаю было бы более удобно для читателя, если бы ссылка на норму права была бы по второй модели, но с обозначением наименования структурного элемента нормы права: это позволяет более быстрее найти норму, на которую ссылаются, а именно: мы находим статью, часть, пункт, подпункт и выявляем её значение.

Однако, ввиду устоявшейся практики употребления ссылок в Российской Федерации по первой модели – использование второй не будет разумным решением.

Общий принцип права: если существует пробел в праве – применяется аналогия в законе и аналог права. Так как конкретных правил по использованию ссылок на нормы права не содержатся в каком-то специальном законе, то следует воспользоваться поиском наиболее подходящих актов, которыми можно руководствоваться.

Одним из таких актов является Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов (направлены письмом Аппарата ГД ФС РФ от 18.11.2003 N вн2-18/490), далее по тексту – «Методические рекомендации». Законотворцы обязаны руководствоваться такими рекомендациями (хоть это и рекомендации) как указано в пункте 104 Методических рекомендаций.

Подтверждение первой модели употребления ссылок наглядно раскрываются в главе «Порядок употребления ссылок», а точнее в пункте 28 Методических рекомендаций.
По вопросу о написании наименования нормативно-правового акта, следует руководствоваться пунктом 21 Методических рекомендаций, который обозначает, что всегда используется полное наименование.

Одновременно с этим следует отметить, дабы не усложнять/увеличивать текст постоянным повторением наименования нормативно-правового акта – следует обозначить его один раз полностью и придать ему сокращение с помощью приёмов «далее по тексту – «….», «именуемый в дальнейшем – «….», «далее также – «….».

Вопрос, который не раскрывается в Методических рекомендация, – следует ли полностью цитировать норму, на которую ссылаешься? На мой взгляд это зависит от самой нормы. В текущих реалиях нормы кодекса об административных нарушениях не позволяют иногда цитировать их ввиду их громоздкости, поэтому в данном вопросе каждому следует руководствоваться разумностью.

Когда норма слишком объёмная или содержит лишнюю информацию – можно процитировать лишь её главный смысл, на который следует обратить внимание читателя, остальное можно опустить либо обозначить как: «….».

Настоящая статья является субъективным мнением автора и носит информативный характер.