Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и/или муниципального имущества предусмотрены законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – «Закон»).

В соответствии с Законом такие договоры заключаются по итогам проведения торгов (конкурсов или аукционов), за исключением некоторых случаев, установленных ст. 17.1. Закона.

В перечне таких исключений, указанных в пунктах 1-17 части 1 ст. 17.1. Закона, предусматривается возможность заключения договоров аренды, безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и/или пользования на такое имущество, без проведения торгов, например, с государственными и муниципальными учреждениями, с адвокатскими и нотариальными палатами, с медицинскими и образовательными организациями и т.д.

Также в вышеуказанном перечне предусмотрена возможность заключения без проведения торгов в отношении имущества, передаваемого в субаренду или в безвозмездное пользование лицом, получившим права владения и/или пользования таким имуществом «по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании пункта 1 настоящей части» (п. 16 ч. 1 ст. 17.1. Закона).

Практика толкования п. 16 ч. 1 ст. 17.1. Закона неоднозначна.

Так, ранее суды исходили из того, что субаренда вышеуказанного имущества возможна без проведения торгов, если имеются и иные основания (отличные от предусмотренных п. 16 ч. 1 ст. 17.1. Закона), указанные в части 1 ст. 17.1. Закона.

Например, из системного толкования всей части 1 ст. 17.1. Закона можно сделать вывод, что пункт 16 части 1 17.1.Закона рассматривается как дополнительное к остальным пунктам части 1 ст. 17.1. Закона основание для заключения договора без торгов.

К примеру: организация-арендатор государственного имущества, не предусмотренная ни одним из остальных пунктов ч. 1 ст. 17.1. Закона (например, организация, осуществляющая розничную торговлю), получившая имущество в аренду по результатам торгов, решила с согласия арендодателя (например, государственного унитарного предприятия) решила сдать государственное имущество или его часть в субаренду лицу, не предусмотренному в пунктах части 1 ст. 17.1. Закона (другой организации для осуществления розничной торговли), т.е. лицу, которое не имеет установленных Законом отдельных привилегий на получение имущества в пользование без проведения торгов. Несмотря на отсутствие привилегий у субарендатора, такой договор субаренды может быть заключен без проведения торгов как раз на основании п. 16 ч. 1 ст. 17.1. Закона.

А теперь рассмотрим другой случай.

Например, государственное учреждение, пользующееся и владеющее государственным имуществом, полученным по договору аренды или безвозмездного пользования, имеет намерение с согласия собственника имущества передать такое имущество в субаренду медицинской организации.

С учетом того, что в ч. 1 ст. 17.1. Закона указано о заключении не только договоров аренды, безвозмездного пользования, но и иные договоры, предусматривающие переход прав владения и/или пользования (по сути, к таким договорам можно отнести и договоры субаренды), а согласно п. 6 ч. 1 ст. 17.1. Закона заключение договоров с медицинскими организациями осуществляется без проведения торгов, можно сделать вывод, что договор субаренды с медицинской организацией может быть заключен без проведения торгов.

Аналогичной позиции (буквальное толкование) ранее придерживалась Федеральная антимонопольная служба: как следует из многочисленных разъяснений ФАС России (например, п. 10 разъяснений ФАС России от 05.06.2012; п. 11 приложения к письму ФАС России от 04.09.2013 N АЦ/34611/13; п. 12 разъяснений ФАС России в письме от 24 апреля 2014 г. N ЦА/16309/14; разъяснений ФАС России в письме от 10 апреля 2015 г. N АД/17517/15): «если не соблюдаются требования пункта 16 части 1 статьи 17.1 федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», передача государственного или муниципального имущества в субаренду осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 17.1 Закона о защите конкуренции – на торгах или по иным исключениям.»

Однако ВС РФ в Определении от 31.08.2015 № 307-КГ15-10693, признавая ошибочными доводы о возможности заключения договора субаренды без проведения торгов (в отношении имущества, переданного в аренду без проведения торгов, не на основании государственного или муниципального контракта, не на основании п.1 ч. 1 ст. 17.1. Закона) указал следующее:

  • «если не соблюдаются требования пункта 16 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, передача государственного или муниципального имущества в субаренду осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, то есть только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения соответствующего договора.» (Определение ВС РФ от 31.08.2015 № 307-КГ15-10693).

Такая позиция суда представляется нелогичной и некорректной.

Учитывая, что ФАС при принятии осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства руководствуется в том числе позицией высших судов, представляется целесообразным уточнить или скорректировать вышеуказанную позицию ВС РФ.

Тем более, что не все нижестоящие суды руководствуются указанной позицией (что подтверждается, например, постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.01.2021 по делу N А10-6278/2019.