Стоматологические услуги всегда пользуются спросом, и сейчас этот рынок на подъеме. Разумеется, и количество судебных споров увеличивается. В связи этим, потребителям, обратившимся в стоматологическую организацию, необходимо внимательно читать медицинскую документацию, а также условия договора на оказание стоматологических услуг.
При заключении договора важно обратить внимание на предмет договора. Он должен содержать полное описание услуг, которые будут оказаны. При несоблюдении данного условия, договор может быть признан незаключенным, так как предмет является существенным условием договора.
Помимо предмета договора, обязательно обратите внимание на:

  • условия о гарантийных обязательствах стоматологической организации;
  • условия о сроке службы пломб или ортопедических конструкций;
  • условия об ориентировочной и окончательной стоимости услуг.

Как было отмечено в определении ВС РФ от 25.10.2017 года № 310-АД17-15068, договор на оказание платных стоматологических услуг в обязательном порядке должен содержать срок оказания услуги, который не может соответствовать сроку действия договора. Исходя из материалов дела № 310-АД17-15068, организация, оказывающая стоматологические услуги, была привлечена Роспотребнадзором к ответственности за то, что заключаемые ею договоры на оказание стоматологических услуг с потребителями не содержали условия о дате предоставления этих услуг. Ведомство посчитало, что отсутствие такого условия является нарушением прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации.
Несмотря на доводы стоматологической организации о том, что срок окончания действия договора тождественен дате окончания всего курса лечения, а также о невозможности установления четких сроков окончания лечения из-за физико-анатомических особенностей человеческого организма и индивидуальной реакции на лечения, суд согласился с позицией Роспотребнадзора, указав на следующее: закон обязывает исполнителя оказать услугу в срок, установленный правилами оказания отдельных видов услуг, если таковые существуют. При этом Правила предоставления платных медицинских услуг, утвержденные Правительством РФ, обязывают медицинскую организацию включать в договор условие о сроках предоставления платных медицинских услуг.
Потребитель имеет право на соблюдение сроков оказания услуг и при его нарушении потребовать от стоматологической организации три процента за каждый день просрочки от суммы договора до момента исполнения обязательства в полном объеме. В связи с этим юристам, практикующим в сфере стоматологии, следует обратить на это внимание, так как увеличение сроков лечение и отсутствие дополнительных соглашений с пациентом об этом несут в себе риск обращения потребителя с исковым заявлением в судебную инстанцию с последующим выигрышем по такому делу.
Важной составляющей стоматологической услуги является ее качество. При обнаружении недостатков оказанной услуги потребитель имеет право по своему выбору

  • потребовать безвозмездно устранить недостатки;
  • уменьшить цену выполненной работы или оказанной услуги;
  • потребовать безвозмездно выполнить работы или оказать услуги повторно;
  • потребовать возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков своими силами или силами третьих лиц.

Стоматолог оказал некачественную услугу. Алгоритм действий

  1. При обнаружении недостатка необходимо обратиться к стоматологу, которым была оказана услуга или который производил работы.
  2. После фиксации врачом результата осмотра следует оценить причину возникновения недостатка.
  3. При наличии достаточных оснований полагать, что возникновение недостатка связано с действиями врача, стоматолог должен предложить возможные способы устранения такого недостатка.
  4. Если потребитель изъявил желание устранить недостатки в другой стоматологической организации, он письменно уведомляет об этом прежнего исполнителя.
  5. После устранения недостатка стоматологической услуги в сторонней организации потребитель должен предоставить прежнему исполнителю финансовые документы для возмещения последним понесенных потребителем расходов.

Стоматология является одной из немногочисленных сфер медицины, где результат взаимоотношений потребителя и стоматологической организации состоит из услуг и работ. Например, в стоматологической практике принято понимать под работами установку пломбы, виниров, всех видов протезов, а под услугами – отбеливание, ортодонтическое лечение и многое другое.
В зависимости от того, является ли результат работой или услугой, будут устанавливаться гарантийные сроки и сроки службы, условия о которых должны быть прописаны в договоре.
Договор оказания стоматологических услуг занимает важное место в регламентации правоотношений, возникающих между организацией и потребителем, поэтому очень важно предусмотреть в нем все ключевые моменты, о которых говорилось в настоящей статье.