Одной из основных обязанностей декларанта при перемещении товаров через таможенную границу является уплата таможенных платежей. В соответствии со ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза к таможенным платежам относятся:

  • ввозная и вывозная пошлина,
  • НДС, взимаемый при ввозе товаров,
  • акциз, взимаемый при ввозе товаров,
  • таможенные сборы.

Правила применимы в случае, если страна происхождения товара или его видовая принадлежность не влечет применения льгот и преференций и, если товар не помещается под процедуру, предусматривающую освобождение от уплаты пошлин, налогов.

В соответствии с международными договорами, Договором о Евразийском экономическом союзе (приложение №8 «Протокол о применении о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам»), Таможенным кодексом Таможенного союза, Федеральным законом от 08.12.2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и Федеральным законом от 08.12.2003 года № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины отнесены к мерам нетарифного регулирования (не входят в число таможенных платежей) и применяются для защиты интересов производителей товаров ЕАЭС (на уровне решений ЕЭК) и России (на уровне постановлений Правительства РФ).

Специальная защитная пошлина

В случаях роста давления на внутренний рынок со стороны иностранных производителей для ограничения импорта Правительство РФ может вводить импортную квоту и специальную пошлину, в том числе предварительную специальную пошлину. Специальная пошлина взимается таможенными органами независимо от ввозной.

Если применяется предварительная специальная пошлина, то уплаченные суммы не перечисляются в федеральный бюджет до принятия решения о применении специальной защитной меры. Такое решение принимается по результатам расследования, которое должно оценить приносит ли возрастающий импорт товаров причиняет серьезный ущерб российской экономике или создает угрозу такого ущерба. Срок действия предварительной специальной пошлины не может превышать 9 дней. Устанавливается предварительная специальная пошлина только в условиях критического положения в отрасли российской экономики. Если по результатам расследования выявлено причинение серьезного ущерба российской экономике (или угроза причинения такого ущерба), то суммы предварительных специальных пошлин перечисляются в федеральный бюджет. Очевидно, что ключевой аспект – объективная оценка ущерба, анализу подлежат следующие факторы:

  • объем и темп прироста импорта товара в абсолютных и относительных показателях к общему объему производства и потребления товара в РФ,
  • изменения объема производства товара, производительности, размеров прибыли и убытков, загрузки производственных мощностей отечественного товара,
  • изменения объема продажи отечественного товара,
  • уровень цен на конкурирующий товар,
  • доля конкурирующего товара в общем объеме продаж в РФ.

Пример использования инструментов регулирования внешнеторговой деятельности и защиты российской экономики – постановление Правительства РФ от 30.11.2015 года №1296 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 ноября 2015 г. №583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики».

Специальная защитная мера в форме импортной квоты или специальной пошлины применяется в сроки, определяемые Правительством РФ, и зависят от срока устранения ущерба, причиненного российской экономике или угрозы его причинения, а также от адаптации отрасли экономики к меняющимся экономическим условиям (ст. 9 Федерального закона от 08.12.2003 года №165 «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»).

Антидемпинговая пошлина

Если товар становится предметом демпингового импорта, ввоз и реализация конкурирующего товара причиняет серьезный материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения ущерба или замедляет создание отрасли экономики, то Правительство РФ может применить антидемпинговые меры. Для применения антидемпинговой меры и введения антидемпинговой пошлины проводится расследование с целью установления факта демпинга и оценки причиненного ущерба.

Факт демпингового импорта устанавливается, если экспортная цена данного товара ниже сопоставимой цены аналогичного товара, складывающейся при обычном ходе торговли таким аналогичным товаром на рынке иностранного государства, из которого экспортируется данный товар. Порядок установления факта демпинга регламентирован ст.12 Федерального закона от 08.12.2003 года №165 «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», ст. 13 определяет порядок установления ущерба отрасли российской экономики. Материальный ущерб может заключаться в сокращении объемов производства, объемов реализации отечественного товара на внутреннем рынке. Если эти факторы являются последствием демпинга, то применением антидемпинговой пошлины помогает нивелировать негативные последствия. Анализ воздействия демпингового импорта включает изучение критериев:

  • цена товара, являющегося предметом демпингового импорта,
  • изменение цен на аналогичный товар на рынке РФ,
  • препятствие росту цен на аналогичные товары на рынке РФ в результате демпингового импорта.

Анализ воздействия демпингового импорта на отрасль экономики требует рассмотрения следующих факторов:

  • степень восстановления отрасли экономики,
  • факторы, влияющие на образование цен на товары,
  • сокращение производства, объема выпуска и реализации товара, уменьшении его доли на рынке, сокращение производственных мощностей, производительности труда, доходов от инвестиций,
  • размер демпинговой маржи,
  • воздействие на движение денежных потоков, уровень занятости, заработную плату и пр.

Если до завершения расследования получена информация, которая свидетельствует о демпинге, закон разрешает применение предварительной антидемпинговой пошлины. Решение об этом не может быть принято раньше, чем через 60 дней после начала расследования, ставка предварительной антидемпинговой пошлины не должна превышать размер демпинговой маржи (предварительно подсчитанной). Срок применения предварительной антидемпинговой пошлины ограничен – 4, 6 или 9 месяцев.

Срок применения антидемпинговой меры, как и размер пошлины, определяется Правительством РФ, но он не должен превышать 5 лет со дня начала применения или со дня завершения повторного расследования, если оно проводилось в связи с изменением обстоятельств или с истечением срока действия меры. Однако по итогам повторного расследования Правительство РФ может принять решение о продлении срока действия антидемпинговой меры.

Пример защиты экономики на наднациональном уровне – Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17 ноября 2015 года № 154 «О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении грузовых шин, происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза».

Компенсационная пошлина

Компенсационные меры могут быть применены к товару, к которому применялась специфическая субсидия – финансовое содействие, осуществляемое субсидирующим органом, дающее получателю субсидии дополнительные преимущества и оказываемое в пределах территории экспортирующей третьей страны, если было установлено, что импорт товара причиняет ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу его причинения или замедляет создание отрасли.

Специфические субсидии создают благоприятные условия для ведения внешнеторговой деятельности конкретным организациям, производителям, экспортерам или их группам. Принципы отнесения субсидии к специфическим установлены ст. 19 Федерального закона от 08.12.2003 года №165 «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».

Если в результате предоставления выгодного, привилегированного положения участники внешнеэкономической деятельности причиняют ущерб российской экономике, то Правительств может применить компенсационные меры. Оценка ущерба происходит схожим образом, что и при принятии решения об антидемпинговых и специальных защитных пошлин. И также компенсационная пошлина может взиматься до окончания расследования в размере предварительно рассчитанной величины субсидии. В окончательном варианте после проведения расследования ставка компенсационной пошлины не должна превышать размера специфической субсидии иностранного государства.

Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин – преследует общую цель – защита экономических интересов российских производителей товаров и производителей товаров государств-членов ЕАЭС, что в свою очередь играет важную роль в развитии экономики стран ЕАЭС в целом.

Автор статьи: Васильева Светлана.