Проблема

Клиент компании заключил договор аренды здания- объекта культурного наследия, расположенного в Тверском районе Москвы. При этом, у собственника здания отсутствовали документы в отношении объекта культурного наследия. Особый статус арендуемого объекта требовал от арендодателя соблюдение особенностей владения и пользования таким объектом.

Решение

С целью уточнения информации в отношении объекта культурного наследия, юристами нашей компании был проведен анализ статуса объекта, подготовлены и направлены соответствующие запросы в Департамент государственной охраны культурного наследия и Департамент культурного наследия города Москвы. Юристам удалось выяснить, что объект культурного наследия имеет статус: «выявленный», охранные обязательства в отношении объекта культурного наследия, разрешительная документация на проведение работ – не выдавались.

Арендатором было получено ответное письмо Департамента культурного наследия города Москвы с просьбой обеспечить доступ сотрудника в помещения объекта культурного наследия для осмотра, составления акта технического состояния. Арендатором доступ в помещения объекта обеспечен. Однако, следует отметить, что в письме Мосгорнаследия, полученным нашим клиентом, не содержалось ни основания, по которому доступ должен быть предоставлен, ни даты, в которую необходимо предоставить доступ.

Между тем, правообладателю объекта культурного наследия следует знать, что надзорные мероприятия должны проводится в соответствии с ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации”, Административным регламентом исполнения Департаментом культурного наследия города Москвы государственной функции по осуществлению Регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, утв. Постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2015 г. (далее- Регламент).

Согласно Регламенту, мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия посредством разовых обследований (осмотров) осуществляются на основании Заданий Департамента. Таким образом, правообладателю объекта культурного наследия до получения доступа в объект культурного наследия должно быть предоставлено правовое основание – Задание Департамента культурного наследия г. Москвы.

Задание может быть предоставлено заблаговременно или непосредственно перед доступом в объект культурного наследия. В случае отсутствия соответствующего задания, мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия посредством разовых обследований (осмотров) не могут быть проведены. В случае непредоставления правообладателем доступа в объект культурного наследия при наличии задания Департамента, правообладателю выносится предписание о предоставлении доступа. Нарушение выданного предписания может повлечь привлечение правообладателя к административной ответственности и наложение штрафа.

Правообладателям объектов культурного наследия следует учитывать режим охраны объектов культурного наследия. Проведение иных надзорных мероприятий в городе Москва осуществляется на основании Регламента.

Особенность

  • неоднозначность письма Департамента;
  • риск привлечения к ответственности в случае бездействий.