Сегодня в интернете можно найти огромное количество картинок с сатирическим подтекстом, в которых в шуточной форме используются известные нам всем герои мультиков или персонажи из компьютерных игр. Такие картинки в обществе стали называть простым словом – мем.
Персонажи, которые используются в мемах, являются объектами авторских прав тех лиц (авторов), которые придумали (нарисовали) таких персонажей. Соответственно, использование персонажей без согласия их авторов, по общему правилу, представляет собой нарушение закона и влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (гражданскую, административную, а в случае крупного ущерба для автора – уголовную).
Однако это общее правило имеет и ряд исключений, когда для использования персонажа не обязательно спрашивать разрешение у его автора. Об одном из таких исключений дальше и пойдет речь.

Гражданский кодекс Российской Федерации в пункте 5 статьи 1274 предусмотрел возможность использовать любое правомерно обнародованное произведение (т.е. произведение, которое было опубликовано самим автором или по его инициативе третьим лицом) для создания пародии либо карикатуры. Под произведением тут понимается, в том числе и персонаж.
Под пародией (карикатурой) принято понимать передачу произведения искусства в какой-либо форме (например, в форме рисунка) с юмористическим (сатирическим) подтекстом, который вкладывается создателем такой карикатуры.

Это означает, что использование персонажей в мемах, не является нарушением прав авторов .
Данный вывод подтверждается судебной практикой. Так, использование небезызвестного произведения «Ждун» в мемах уже неоднократно признавалось правомерным:

  • Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.12.2020 года по делу № А40-160647/20 подтверждена правомерность использования изображения интернет-мема «Ждун» в журнале «Treasury Inside», т.к. такое использование представляет собой фотоколлаж и носит иронический, комический характер;
  • Решением Арбитражного суда Курганской области от 23.05.2019 по делу № А34-13733/2018 подтверждена правомерность использования изображения интернет-мема «Ждун» в печатном издании «Аргументы и факты» к статье «ОТГРЕМЕЛИ ПРАЗДНИКИ… А ВЕТЕРАНЫ ПОПРЕЖНЕМУ ЖДУТ ЖИЛЬЯ»;
  • Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.08.2020 по делу № А56-123039/2019, подтверждена правомерность использования набора стикеров социальной сети «ВКОНТАКТЕ», отсылающих к «интернет-мему» «Ждун».

Еще одним примером правомерного использования по такому основанию является пародийное шоу «Большая разница», в котором показывались мини-пародии на всем известные реалити-шоу, сериалы и телепередачи.
На первый взгляд все просто: если картинка создает комический эффект – это карикатура, а значит, нарушения закона нет. Но это далеко не всегда так. Даже при использовании персонажа в карикатуре может произойти нарушение прав автора.
Если использование персонажа кроме комического эффекта сопровождалось рекламой товаров или услуг, такое использование не будет считаться законным, поскольку в данном случае основной идеей создания карикатуры являлось не воспроизведение комического эффекта, а привлечение внимания к товару, которое подкрепляется известностью использованного персонажа и вытекающем из нее доверия потребителей к такому товару.
Основная идея карикатуры – не подмена оригинального произведения, а создание на его основе пародии. Так, использование Ждуна в качестве мема, нельзя возводить до максимума – производство плюшевых игрушек в виде Ждуна будет представлять собой нарушение закона и повлечет за собой ответственность за нарушение исключительного права на произведение.
Еще один пример – если в результате создания карикатуры, были опорочены честь, достоинство или репутация автора оригинального произведения, такой автор в порядке, предусмотренном статьей 152 ГК РФ вправе требовать от создателя карикатуры возмещения убытков и компенсации морального вреда.

Последний пример наиболее ярко отражает следующий вывод – даже использование произведения, казалось бы, правомерным способом, может содержать элементы противоправного поведения и повлечь за собой предъявление автором оригинального произведения иска в суд.
Использование оригинального произведения всегда следует соотносить с основной целью такого использования: если использование произведения предполагает извлечение прибыли, используется в вашей рекламной компании, первое что вам необходимо сделать – получить разрешение у автора оригинального произведения.