Исходя из данных Росстата с 2005 года в Российской Федерации наблюдается ежегодная тенденция увеличения населения старше трудоспособного возраста. Предполагаем, что уже сейчас во многих субъектах Российской Федерации имеется дефицит стационарных мест в организациях социального обслуживания. Для уменьшения очередей на стационарное социальное обслуживание требуется постоянный прирост организаций социального обслуживания и соответствующих объектов. Развитие сети социального обслуживания может быть достигнуто путем создания новых современных объектов с участием негосударственного сектора.

Федеральный закон от 28.12.2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон 442-ФЗ) устанавливает, что в качестве поставщика социальных услуг может выступать юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (п. 4 ст. 3).

Закон 442-ФЗ устанавливает, что поставщики социальных услуг имеют право быть включенными в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации. Соответственно включение организаций социального обслуживания в реестр поставщиков социальных услуг осуществляется на добровольной основе. На наш взгляд, условия для привлечения бизнеса в социальную сферу можно создать путем четкой систематизации требований ко всем предпринимателям – поставщикам социальных услуг.

В этой связи у нас имеется ряд предложений, направленных на развитие рынка социального обслуживания.

  1. Допустить возможность заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества без проведения конкурсных процедур в случае предоставления указанных прав организациям социального обслуживания.
  2. Предусмотреть возможность применения льгот по НДС при реализации социальных гражданам пожилого возраста, не признанных нуждающимися.
  3. Определить назначение помещений под социальное обслуживание в стационарной форме при осуществлении деятельности негосударственными поставщиками социальных услуг.
  4. Утвердить единые стандарты оказания социальных услуг в Российской Федерации.

1. Допустить возможность заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества без проведения конкурсных процедур в случае предоставления указанных прав организациям социального обслуживания.

В соответствии п. 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсных процедур на право заключения таких договоров.

Вместе с тем данной нормой установлены исключения, которые связаны с предоставлением указанных прав на такое имущество без проведения конкурсных процедур, в частности:  государственным и муниципальным учреждениям (пп. 3 п. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ); социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем (пп. 4 п. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ; адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам (пп. 5 п. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ); медицинским организациям, организациям, осуществляющим образовательную деятельность (пп. 6 п. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ) и др.

На наш взгляд, необходимо дополнить в перечень случаев, позволяющих заключить указанные договоры без проведения конкурсов или аукционов, случаем, связанным с передачей такого имущества организациям социального обслуживания. Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 442-ФЗ) организациями социального обслуживания являются организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание или стационарное социальное обслуживание.

Указанные обстоятельство позволит предоставить более оптимальные условия для развития сети негосударственных организаций социального обслуживания.

2. Предусмотреть возможность применения льгот по НДС при реализации услуг по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, не признанных нуждающимися.

На наш взгляд, пункт 14.1. части 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо изложить в следующей редакции (добавления, вносимые в действующую редакцию, подчеркнуты сплошной линией):
«Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:
14.1) услуг по социальному обслуживанию несовершеннолетних детей; услуг по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей; услуг по социальному обслуживанию иных граждан, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании и которым предоставляются социальные услуги в организациях социального обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании и (или) законодательством Российской Федерации о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;».
Добавление указанных формулировок необходимо для однозначного понимания, что в целях применения льготы по НДС, не требуется признание граждан пожилого возраста, инвалидов и безнадзорных детей нуждающимися в социальном обслуживании. Кроме того, считаем важным внести однозначное толкование понятия «граждане пожилого возраста» во избежание злоупотребления нормами налогового законодательства путем установления возрастных рамок.

3. Определить назначение помещений для социального обслуживания в стационарной форме при осуществлении деятельности негосударственными организациями.

Однозначный ответ на вопрос о том, какое назначение должно иметь помещение, в котором оказываются социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, во многом поможет осуществить действия, направленные на расширение в Российской Федерации фонда объектов капитального строительства, предназначенных для социального обслуживания.
В настоящее время законодательство определяет, что получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилымипомещениями (п. 2 ст. 19 Закона № 442-ФЗ). Аналогичная норма имеется и в Жилищном кодексе Российской Федерации, где указано, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения (ст. 92 ЖК РФ).  Вероятно, требование по предоставлению для стационарных социальных услуг только жилых помещений связано с наследием, оставленным устаревшим советским законодательством, которое предусматривало возможность осуществления стационарных социальных услуг только государственными организациями с возможностью постоянной регистрации получателей услуг на территории такого учреждения.
Стоит отметить, что в СП 2.1.2.3358-16 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.05.2016 г. № 69 «Об утверждении СП 2.1.2.3358-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания» (вместе с «СП 2.1.2.3358-16. Санитарно-эпидемиологические правила…») нет четкого ограничения на размещение получателей социальных услуг только в жилых помещениях, но указано, что здания организаций полустационарного социального обслуживания могут быть пристроенными к жилым домам, зданиям административного и общественного назначения, а также встроенными в жилые дома и встроенно-пристроенными к жилым домам, зданиям административного общественного назначения.
На наш взгляд, ограничение на размещение организаций социального обслуживания только в жилых помещениях для оказания социальных услуг в стационарной форме влечет за собой проблему того, что все негосударственные поставщики услуг оказываются в ситуации «вне закона», поскольку здания, на территории которых такие организации оказывают стационарные услуги, не включены в специализированный жилищный фонд; и могут быть либо нежилыми (на что установлен законодательный запрет), либо жилыми, но не входящими в состав специализированного жилищного фонда (поскольку в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов).
Таким образом, запрет на размещение домов для престарелых в нежилых помещениях делает невозможным использование в целях стационарного социального обслуживания зданий бывших учреждений здравоохранения, домов отдыха, реабилитационных центров, переоборудованных гостиниц, поскольку все эти здания являются нежилыми. Деятельность на территории таких зданий повлечет административную ответственность по ст. 6.3. КоАП РФ.
Вместе с тем, даже если такие здания будут переведены в жилые, либо изначально построены как жилые, то осуществление социального обслуживания на их территории повлечет для негосударственного поставщика административную ответственность по ст. 6.4. КоАП РФ, поскольку предпринимательская деятельность на территории жилых помещений запрещена. Кроме того, осуществление социального обслуживания на территории жилого дома или здания будет являться нарушением земельного законодательства, поскольку жилые помещения могут располагаться только на землях жилой застройки. Использование таких земель под дома для престарелых влечет за собой административную ответственность по ст. 8.8. КоАП РФ.
Таким образом, Закон № 442-ФЗ, предусматривая возможность оказания стационарных социальных услуг силами негосударственных организаций, и одновременно с этим устанавливая требования по оказанию услуг на территории только жилых помещений, делает реализацию данной возможности неисполнимой. На наш взгляд, решение указанной проблемы возможно путем исключения Закона от № 442-ФЗ требования об обеспечении получателей стационарных социальных услуг только жилыми помещениями (в случае временного проживания гражданина в организации социального обслуживания).
4. Утвердить единые стандарты оказания социальных услуг в РФ.
Единого стандарта оказания социальных услуг, отвечающего требованиям времени, к сожалению, на сегодняшний день не существует, т.к. стандарты принимаются на уровне субъектов Российской Федерации. Действующие стандарты регионов создавалась до вступления в силу Закона № 442-ФЗ, как правило, по сути полностью не приведены в соответствие с актуальными нормами об основах социального обслуживания. Помимо этого, стандарты не учитывают множество современных аспектов оказания социальных услуг населению.

Решение данной проблемы мы видим в разработке федеральных стандартов социального обслуживания, обязательных для всех организаций социального обслуживания, независимо от формы собственности. При этом стандарты должны разрабатываться экспертами при межведомственном взаимодействии с привлечением специалистов по уходу.

Стандарты должны предусматривать:

  • категории организаций социального обслуживания (актуализация действующий номенклатуры организаций социального обслуживания);
  • требования для организаций социального обслуживания по необходимому оборудованию и персоналу в зависимости от категории организации социального обслуживания;
  • систему объективной гериатрической оценки потребностей клиента в уходе и определения категории нуждаемости клиента;
  • назначение услуги в зависимости от категории нуждаемости клиента и тарификация услуг.

Отметим, что именно на основании утвержденных стандартов оказания социальных услуг должны быть пересмотрены действующие санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.05.2016 года № 69 «Об утверждении СП 2.1.2.3358-16…».