С 1 марта 2022 вступили в силу изменения законодательства, регулирующие вопросы установление квоты для приема на работу инвалидов.

В частности, для работодателей с числом работников свыше 100 человек установлена квота для приема на работу инвалидов.

При этом стоит обратить внимание, что во многих субъектах РФ требования в отношении работодателей об установлении квот для трудоустройства инвалидов действует уже давно: например, в Москве они были установлены законом города Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест», согласно которому для работодателей со среднесписочной численность работников более 100 человек размер квоты для трудоустройства инвалидов составляет 2%.

В Московской области размер квоты для трудоустройства инвалидов дифференцированный:

  • 2% от среднесписочной численности работников – для работодателей с числом работников более 100 человек;
  • 1% от среднесписочной численности работников – для работодателей с числом работников не менее 35 и не более чем 100 человек.

А, например, в республике Крым квота для трудоустройства инвалидов, предусмотренная законом РК от 02.07.2014 № 24-ЗРК, установлена в размере 3% для работодателей с численностью работников от 35 до 100 и более человек.

Теперь ФЗ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – «Закон») в редакции ФЗ от 28.06.2021 № 219-ФЗ определяет предел минимального (2%) и максимального допустимого (4%) квотирования в процентах для работодателей с числом работников более 100 человек, устанавливаемого соответствующим субъектом РФ, исходя из среднесписочной численности работников.

Также Закон определяет, что субъекты РФ вправе (но не обязаны) устанавливать квоты для приема для инвалидов работодателям с численностью работников от 35 до 100 человек – в размере не более 3% от среднесписочной численности работников.

В случае неисполнения работодателями обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также в случае отказа работодателя в приеме на работу инвалида в пределах такой квоты есть риск привлечения к адм. ответственности по ст. 5.42. КоАП РФ (адм. штраф на должностное лицо в размере от 5 до 10 тыс. руб.)

Согласно Закону:

  • работодатели обязаны ежемесячно представлять в органы службы занятости информацию о наличии свободных мест и вакантных должностей, созданных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов;
  • организация и осуществление регионального государственного контроля за приемом на работу инвалидов регулируется федеральным законом от 31.07.2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Такой контроль может осуществляться, например, посредством плановой проверки или внеплановой проверки (например, на основании требования прокурора по поступившему в органы прокуратуры обращению органа службы занятости населения).

Таким образом, если будет выявлено, что:

  • работодатель не показывает вакансии, на которые центр занятости будет направлять кандидатов (инвалидов);
  • штат не будет заполняться инвалидами (по установленной квоте) по вине работодателя (например, в случае отказа в приеме инвалидов на работу), то возникает риск привлечения к адм. ответственности по ст. 5.42. КоАП РФ.
  • Срок давности привлечения к такой адм. ответственности составляет 1 год.

Согласно ст. 4.4. КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Например, если должностное лицо работодателя будет привлечено к административной ответственности в связи с отказом в приеме на работу конкретного инвалида, а в последствии будет выявлено, что в дальнейшем имел место аналогичный отказ данного работодателя в приеме на работу этого или же другого инвалида, то и по второму (последующему) нарушению должностное лицо такого работодателя также может быть привлечено к административной ответственности.

Или, например, если должностное лицо работодателя будет привлечено к административной ответственности по факту непредставления за какой-то месяц информации о наличии свободных мест и вакантных должностей для трудоустройства инвалидов, а впоследствии будет выявлено, что за другой месяц такая информация данным работодателем также не была представлена, то и по второму (последующему) нарушению должностное лицо такого работодателя также может быть привлечено к административной ответственности.

В случае же, если штат работодателя не будет укомплектован инвалидами согласно установленной нормативным актом субъекта РФ квоте по причинам, не зависящим от работодателя (при надлежащем исполнении работодателем требований о квотировании рабочих мест: например, по причине того, что инвалиды не обратились к данному работодателю для трудоустройства или отказались от предложенной вакансии), то нет достаточных оснований для привлечения к административной ответственности (отсутствие вины является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении).