В настоящий момент в медицинской рентгеновской практике все чаще встает вопрос о сроке хранения рентгенограмм. Возможно ли увеличить эти сроки хранения на уровне субъекта РФ? Постараемся более подробно разобраться в этом вопросе в настоящей статье.

Хранение снимков рентгенограмм на данный момент (март 2019 года) регламентируется Приказом Минздрава РСФСР №132 от 02.08.1991, которым устанавливается срок хранения в 2 года при отсутствии патологии, 5 лет для снимков, отражающих патологические изменения.

Данный срок указан в самом акте, но определён посредством отсылочной нормы в Приказ Минздрава РСФСР №81 от 06.02.1986, который, в свою очередь, призван решить вопросы учёта, хранения и расходования драгоценных металлов.

Согласно пп.ж п.1 ст.72 Конституции Российской Федерации, координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении субъектов и Российской Федерации.

Согласно пп.2 п.1 ст.16 ФЗ №323 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», разработка, утверждение и реализация программ здравоохранения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов.

Согласно пп.6 п.1 ст.16 того же Закона, создание условий для развития медицинской помощи, обеспечения её качества и доступности также относится к компетенции органов государственной власти субъектов.

При этом согласно п.3 ст.22 ФЗ №184 от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» нормативные акты высшего должностного лица субъекта не должны противоречить нормативным актам Российской Федерации и законам соответствующего субъекта.

Из совокупности предыдущих двух абзацев можно сделать вывод о том, что на уровне субъекта можно урегулировать вопросы здравоохранения (в которые и попадает срок хранения рентгенограмм) посредством уточнения норм федерального уровня, либо создания региональных норм с нуля, если отсутствует нормативное регулирование на уровне федерации. При этом остаётся обязательным условие о не противоречии вышестоящим нормативным актам.

Из комплексного анализа отсылочной нормы приказа №132 на приказ №81 и норм приказа №81 можно сделать вывод, что на данный момент данная норма носит ограничивающий характер, в связи с необходимостью учёта драгоценных металлов.

При этом не отменённые нормативные акты РСФСР считаются действующими до момента принятия нормативных актов Российской Федерации в той части, которая не противоречит Конституции, что де-факто означает возможность не применения части нормативных актов, которые не соответствуют конституционным ценностям.

В Приказе №132 срок хранения описан в качестве императивного, но не пресекательного, а в приказе №81 срок указан в пресекательной форме, то есть не допускает увеличения срока хранения. Таким образом, при наличии одного только приказа №132 его срок можно было бы увеличить за счёт наличия у субъекта права принимать своё нормирование, которое улучшало бы существующие правила, если при этом такое нормирование не вступает в противоречие с другими вышестоящими нормами.

В данном случае можно усмотреть противоречие приказа №81 Минздрава РСФСР таким конституционным ценностям как наивысшая ценность прав и свобод человека (ст. 2), права на жизнь (ст.20), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41), а также установленная той же статьёй (41) обязанность по развитию систем здравоохранения, а также поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека. Однако исключительное право на официальное толкование Конституции принадлежит Конституционному Суду и без его соответствующего решения никто не может самостоятельно принять решение об игнорировании данной нормы ввиду её противоречия Конституции.

Учитывая, что без Приказа №81 сроки, установленные в Приказе №132 перестают носить свой пресекательный характер, то отменять или признавать неконституционными именно его положения не имеет смысла.

Возможным аргументом в обосновании неконституционности приказа №81 видится применение на современные реалии устаревших правил снабжения и оборота материалов снабжения, вследствие чего ограничивается право на доступ к качественной медицинской помощи без веской на то причины.

Таким образом, чтобы увеличить срок хранения рентгеновских снимков на уровне субъекта РФ, необходимо признать неконституционной норму приказа №81, либо принять новое постановление на уровне федерации, которое не носило бы пресекательный характер (пресекательное, это устанавливающее «не более»). Приказ №132 изменять не требуется, поскольку его норма не носит пресекательного характера.