В конце 2011 года на предприятии, о котором идет речь, сменилось руководство.
Проработав некоторое время, новое руководство решило, что предприятие работает плохо и виной тому полнейшая дезорганизованность, наличие совершенно ненужных ставок.
Очевидное, на их взгляд, решение – сократить эти ставки, попутно уволить 24 человека.
Инициативная группа работников настояла на проведении проверки в отношении предприятия, в результате которой, были сделаны достаточно интересные выводы.
Итак, частью 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации установлена обязанность работодателя, соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Пунктом 2 статьи 81 ТК РФ установлено одно из оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя, а именно – сокращение численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
В рамках проведенной проверки было установлено, что директором предприятия издан приказ о проведении организационно-штатных мероприятий.
Согласно данному приказу должно было пройти сокращение штата работников по ряду штатных единиц.
Вполне стандартная, на первый взгляд, ситуация, но следует ввести ряд дополнительных условий.
- Предприятие является унитарным.
- В момент вынесения приказа о проведении организационно-штатных мероприятий, предприятие находилось в завершающей стадии приватизации.
Пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлено, что со дня утверждения прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и до момента перехода права собственности на приватизируемое имущество к покупателю имущественного комплекса унитарного предприятия или момента государственной регистрации созданного открытого акционерного общества унитарное предприятие не вправе без согласия собственника сокращать численность работников указанного унитарного предприятия.
Руководство предприятия, безусловно, обратилось в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, для получения согласия на сокращение работников, но, как и следовало ожидать, ему было отказано, т.к. кроме заявления о том, что нужно людей уволить каких-либо обоснований не последовало.
Было принято решение воспользоваться формулировкой закона №178-ФЗ и замаскировать все происходящее под сокращение штата работников, собственно, так и было сделано.
Примечательно, что при устном обращении в Государственную инспекцию труда, работникам был дан однозначный ответ о том, что действия руководства предприятия правомерны, сокращение численности работников привилегия руководителя, а значит, действия директора могут строиться по принципу «Что хочу, то и ворочу», главное чтобы процедура была соблюдена.
В теории трудового права под сокращением штата работников понимается упразднение в установленном порядке одной или нескольких штатных единиц без снижения общей численности работников организации.
Анализом предоставленных документов, а именно штатного расписания, действовавшего до начала мероприятий и штатного расписания утвержденного в связи с изданием вышеуказанного приказа было установлено, что мероприятие проводимое директором предприятия фактически направлено на сокращение численности работников.
И было это сделано следующим образом, согласно штатному расписанию, действующему до начала мероприятий на предприятии работало 128 человек. Штатное расписание, утвержденное в связи с изданием приказа о проведении сокращения, вступающее в силу после проведения сокращения численности или штата работников предприятие предусматривало общую численность работников в количестве 104 человек.
Таким образом, в результате проведения сокращения штата работников увольнению подлежало 24 человека.
К слову, замечаний к процедуре не было, все были уведомлены, ознакомлены и т.д.
Тем не менее, указанного выше основания было достаточно для состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение законодательства о труде).
Было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и направлено в инспекцию труда для рассмотрения, Директор предприятия был привлечен к административной ответственности.
Принятые меры не подействовали. Дополнительно было внесено представление об устранении нарушений, принесен протест и подготовлено заявление в суд, богатый комплекс мер прокурорского реагирования, в ответ на заявление директора о том, что он не пустит людей на проходную в день «Х».
Вовремя вмешалось Московское руководство, по просьбе активистов профсоюза, которые ранее инициировали данную проверку, нашлось основание для увольнения директора, обязанность советоваться с собственником имущества была прописана в трудовом договоре.
Вывод – не во всех случаях руководитель имеет право самостоятельно проводить сокращение численности работников.
Ситуацию проанализировал:
Добрынин Денис – юрисконсульт Alta-via



