В конце 2011 года на предприятии, о котором идет речь, сменилось руководство.

Проработав некоторое время, новое руководство решило, что предприятие работает плохо и виной тому полнейшая дезорганизованность, наличие совершенно ненужных ставок.

Очевидное, на их взгляд, решение – сократить эти ставки, попутно уволить 24 человека.

Инициативная группа работников настояла на проведении проверки в отношении предприятия, в результате которой, были сделаны достаточно интересные выводы.

Итак, частью 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации установлена обязанность работодателя, соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Пунктом 2 статьи 81 ТК РФ установлено одно из оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя, а именно – сокращение численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

В рамках проведенной проверки было установлено, что директором предприятия издан приказ о проведении организационно-штатных мероприятий.

Согласно данному приказу должно было пройти сокращение штата работников по ряду штатных единиц.

Вполне стандартная, на первый взгляд, ситуация, но следует ввести ряд дополнительных условий.

  1. Предприятие является унитарным.
  2. В момент вынесения приказа о проведении организационно-штатных мероприятий, предприятие находилось в завершающей стадии приватизации.

Пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлено, что со дня утверждения прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и до момента перехода права собственности на приватизируемое имущество к покупателю имущественного комплекса унитарного предприятия или момента государственной регистрации созданного открытого акционерного общества унитарное предприятие не вправе без согласия собственника сокращать численность работников указанного унитарного предприятия.

Руководство предприятия, безусловно, обратилось в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, для получения согласия на сокращение работников, но, как и следовало ожидать, ему было отказано, т.к. кроме заявления о том, что нужно людей уволить каких-либо обоснований не последовало.

Было принято решение воспользоваться формулировкой закона №178-ФЗ и замаскировать все происходящее под сокращение штата работников, собственно, так и было сделано.

Примечательно, что при устном обращении в Государственную инспекцию труда, работникам был дан однозначный ответ о том, что действия руководства предприятия правомерны, сокращение численности работников привилегия руководителя, а значит, действия директора могут строиться по принципу «Что хочу, то и ворочу», главное чтобы процедура была соблюдена.

В теории трудового права под сокращением штата работников понимается упразднение в установленном порядке одной или нескольких штатных единиц без снижения общей численности работников организации.

Анализом предоставленных документов, а именно штатного расписания, действовавшего до начала мероприятий и штатного расписания утвержденного в связи с изданием вышеуказанного приказа было установлено, что мероприятие проводимое директором предприятия фактически направлено на сокращение численности работников.

И было это сделано следующим образом, согласно штатному расписанию, действующему до начала мероприятий на предприятии работало 128 человек. Штатное расписание, утвержденное в связи с изданием приказа о проведении сокращения, вступающее в силу после проведения сокращения численности или штата работников предприятие предусматривало общую численность работников в количестве 104 человек.

Таким образом, в результате проведения сокращения штата работников увольнению подлежало 24 человека.

К слову, замечаний к процедуре не было, все были уведомлены, ознакомлены и т.д.

Тем не менее, указанного выше основания было достаточно для состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение законодательства о труде).

Было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и направлено в инспекцию труда для рассмотрения, Директор предприятия был привлечен к административной ответственности.

Принятые меры не подействовали. Дополнительно было внесено представление об устранении нарушений, принесен протест и подготовлено заявление в суд, богатый комплекс мер прокурорского реагирования, в ответ на заявление директора о том, что он не пустит людей на проходную в день «Х».

Вовремя вмешалось Московское руководство, по просьбе активистов профсоюза, которые ранее инициировали данную проверку, нашлось основание для увольнения директора, обязанность советоваться с собственником имущества была прописана в трудовом договоре.

Вывод – не во всех случаях руководитель имеет право самостоятельно проводить сокращение численности работников.

Ситуацию проанализировал:

Добрынин Денис – юрисконсульт Alta-via