Земли в Российской Федерации подразделяются на категории. Принадлежность к категории определяет рамки возможного использования земельного участка исходя из целевого назначения. В соответствии с положениями ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях, относящихся к лесному фонду, и землях иных категорий.

Закон о «лесной амнистии»: изменит ли он реальность?

По данным официальной статистики, почти четыреста тысяч земельных участков имеют пересечения с землями лесного фонда. Под угрозой находится как экологическая защита лесов, так и права граждан и юридических лиц на объекты недвижимости, расположенных на спорных участках. Ситуацию осложняют противоречия ЕГРН и ГЛР (Государственным лесным реестром), для преодоления которых принят закон о «лесной амнистии» (Федеральный закон от 29.07.2017 года №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель»).

Закон устанавливает требования к градостроительным документам, документам территориального планирования, к тому как они согласовываются и принимаются. Регулирует вопросы образования из лесных поселков населенных пунктов, самое главное – принятием этого документа совершена попытка решить проблему определения границ, прекратить колоссальный вал судебных разбирательств по этому вопросу. Вносятся поправки в Градостроительный кодекс, Земельный кодекс, ряд федеральных законов и целую группу подзаконных нормативных правовых актов.

Когда земельный участок образуется из земель, находящихся в государственной собственности, то составляется схема его расположения. Эта схема и ее расположение на кадастровом плане должны быть согласованы с органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области лесных отношений (территориальный орган Рослесхоза). И в случае обнаружения пересечения границ с границами лесничества, лесопарка схема в течение 3 дней схема направляется в Рослесхоз, а федеральный орган в свою очередь уведомляет субъект Федерации о наличии или об отсутствии оснований для отказа в согласовании схемы.

Также законом о «лесной амнистии» закреплено право Федерального агентства лесного хозяйства обратиться в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации в течение трех месяцев, если будет выявлена информация о противоправных действиях в отношении земель лесного фонда.

По сути, приоритет сведений из ЕГРН перед другими реестрами должен позволить гражданам и юридическим лицам сохранить право собственности на их участки даже при условии противоречий с данными лесного реестра. Однако правило не распространяется на земли сельскохозяйственного назначения (а также землям промышленности, связи, безопасности, если на них нет объектов недвижимости, на которые зарегистрировано право собственности), при условии, что земля используется не по назначению. Не распространяется норма о приоритете сведений ЕГРН и в случае, если земли лесного фонда пересекаются с землями особо охраняемых природных территорий и землями объектов культурного наследия.
Как изменит сложившуюся ситуацию новый закон, покажет время. Сейчас участники земельных правоотношений постоянно сталкиваются с проблемами определения границ участков и вынуждены искать правды в суде.

Чей лес? Право собственности и иные вещные права на лесные участки

Одной из наиболее обширных групп споров, связанных с нарушением/оспариванием нарушений в области лесного законодательства, являются иски о защите права собственности и иных вещных прав на земельные участки. Согласно ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является образованный в соответствии с требованиями законодательства земельный участок, расположенный в границах лесничеств, лесопарков. Лесные участки в составе земель лесного фонда являются собственностью Российской Федерации.

Государство владеет, пользуется и распоряжается имуществом по своему усмотрению, и вправе передать органам государственной власти субъектов Российской Федерации ряд полномочий по определению судьбы земельных участков. Одним из таких полномочий является право субъекта РФ предоставить земельный участок, входящий в состав лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, сдать землю в аренду, продать лесные насаждения (организовать аукционы).

Тяжбы об определении границ лесных участков

Разбирательства об определении границ лесных участков и соседствующих с ними земель, находящихся в частной собственности, вызывают сложность в первую очередь в части способов доказывания местоположения.

В соответствии со ст. 68 Лесного кодекса проектирование лесничеств, лесопарков, эксплуатационных, резервных, защитных лесов, особо защитных участков лесов и закрепление границ на местности осуществляется в рамках лесоустройства. Правила проведения лесоустройства регулируются Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12.12.2011 года №516. Инструкцией установлен перечень документов, необходимых для проведения работ:

  • тематические лесные карты проектируемых участков,
  • картографические материалы,
  • таксационные описания,
  • лесоустроительные планшеты,
  • планы лесонасаждений.

Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь и иные показатели (количественные и качественные), а также целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (Письмо Рослесхоза от 16.09.2014 года №ВЛ-03-54/11079 «О защите прав и законных интересов Российской Федерации на земли лесного фонда»). Также информация о границах лесных участков вносится в государственный лесной реестр. Исходя из вышесказанного, определим круг документов, относящихся к доказательствам факта принадлежности земельного участка к категории лесных: сведения из ЕГРН (выписка), выписка из государственного лесного реестра, карты-схемы лесничества, копии лесоустроительных планшетов, планы лесных насаждений.

На наш взгляд, ценность лесоустроительных документов как доказательств по делам об определении местоположения границ лесных участков несколько преувеличена. Отвечают ли такие доказательства требованиям ст. 67 ГПК РФ, в частности можно ли их считать достаточными и всегда ли достоверными? Представляется, что в рамках судебного разбирательства необходимо проводить землеустроительную экспертизу, так как в рамках исследования возможно реально определить математическую основу установления границ.

Возможные решения проблемы

Пока закон о «лесной амнистии» не внес на практике коррективы в существующее положение дел (хотя предположительно в том виде, в каком он сейчас принят, вряд ли ситуация изменится кардинально), мы можем сформулировать два пути разрешения конфликта:

  1. ссылка на картографическую ошибку (однако оговоримся сразу об очень невысокой вероятности того, что эта «тема сыграет»);
  2. оспаривание лесоустроительных документов (то, о чем мы начали говорить в предыдущем разделе статьи).

В первом случае мы рекомендуем обращаться к кадастровому инженеру для того, чтобы он выполнил кадастровые работы, составил межевой план земельного участка, где будут уточнены границы участка, его фактическая площадь. Далее нужно сравнить полученные данные со сведениями государственных реестров (помним о приоритете ЕГРН), если будут выявлены несовпадения, то имеет смысл обращаться в суд.

Второй вариант связан с необходимостью провести работу с документами, являющимися доказательствами факта принадлежности земельного участка к категории лесных. Следовательно, нужно:

  • истребовать все необходимые документы для проверки (выписки из реестров, копии лесоустроительных планшетов, планы лесных насаждений, карты-схемы лесничества). Кстати, сделать это бывает сложно, многие документы давно размещены в архивах, их нужно искать. Также полезно изучить картографические материалы и другие документы, на основании которых планируются лесоустроительные работы;
  • сравнить их с данными собственных документов на земельный участок (если обнаружены противоречия, нужно проанализировать, какие именно данные не сходятся, какие из этих документов будут иметь высшую юридическую силу относительно других);
  • имеет смысл обратиться в ЕГРН и ГЛР с целью проведения внутренней проверки и возможного внесения изменений в документы либо готовить иск в суд (опять же предварительно оценив шансы на победу), проводить землеустроительную экспертизу (в рамках судебного разбирательства ее назначают почти всегда).

Это общие рекомендации, от которых нужно отталкиваться в случае возникновения конфликта с лесничествами. Конечно, в каждой ситуации есть свои особенности, и главное, чему нужно посвятить время – это разбор документов, поиск ошибок.

Прогноз на будущее: будет ли оно светлым после «лесной амнистии»?

Закон уделяет внимание защите лесопарков и лесных насаждений. Они приобретают статус городских лесов при включении их в границы населенных пунктов. Также документ предусматривает создание механизма по восполнению лесов. В конце концов, это наше общее достояние, право на пользование лесами закреплено основным законом страны, и баланс интересов собственников земельных участков и всего населения России должен соблюдаться.

Само прозвание, «лесная амнистия» не совсем точно. Вряд ли цель, которую преследует закон, совершит глобальную революцию в сфере земельных правоотношений. Но то, что законодателем предпринимаются шаги на пути преодоления реальной проблемы, тоже радует. Правда, пока настоящих инструментов для защиты прав собственников и наделенных иными вещными правами физических и юридических лиц немного, и их использование без участия юриста по-прежнему проблематично.

Авторы статьи: Васильева Светлана – младший юрисконсульт компании Alta Via, Титов Леонид – юрисконсульт компании Alta Via.