В рамках антикризисных мер на 2022 год установлен мораторий на плановые проверки, порядок организации и осуществления которых регулируется ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – «Закон № 1») и ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – «Закон № 2»).
Вышеуказанный мораторий не распространяется на некоторые запланированные на 2022 контрольные (надзорные) мероприятия, например, в отношении:
- санэпиднадзора объектов контроля, относящихся к категории высокого и чрезвычайного высокого риска (например, детские сады, школы, детские лагеря, организации общественного питания детей, роддома);
- госнадзора в области промбезопасности в отношении ОПО, отнесенных ко II классу опасности;
- ветнадзора в отношении деятельности по содержанию, разведению и убою свиней.
Ожидать ли частным медицинским организациям плановые проверки в 2022 году от ФФОМС, ТФОМС, а также ФСС и его региональных отделений?
Стоит обратить внимание, что положения Закона № 1, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются:
- к организации и осуществлению государственного и муниципального финконтроля:
- к госконтролю за соблюдением страхователем законодательства РФ об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части уплаты страховых взносов и выплат страхового обеспечения.
А положения Закона № 2, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении:
- контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере;
- контроля за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Бюджетный кодекс РФ (БК) предусматривает, что государственный финконтроль осуществляется в том числе для соблюдения установленных требований по выплатам физлицам из средств бюджетной системы РФ, а также соблюдения условий госконтрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Законом об ОСС предусмотрено, что плательщиками страховых взносов в ФСС РФ являются, в том числе, организации, ИП, физлица, не признаваемые ИП, на которых возлагается обязанность, в том числе, но не исключительно:
- своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в ФСС РФ;
- вести учет и отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам в ФСС РФ и расходам на выплату страхового обеспечения застрахованным, а также обеспечивать сохранность и учет документов, являющихся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения.
Выплата страхового обеспечения осуществляется как за счет средств страхователя (работодателя) – за первые 3 дня временной нетрудоспособности, так и за счет средств бюджета страховщиком (ФСС) – за остальной период, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности.
Проведение проверок ТФСС регулируется самим Законом об ОСС, в соответствии с которым:
- проверяющий орган по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки полноты и достоверности представляемых страхователем и застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения;
- выездные плановые проверки проводятся не чаще 1 раза в 3 года.
Как установлено БК, в числе объектов госконтроля предусмотрены юрлица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении ОМС.
Согласно Закону об ОМС контроль за использованием средств ОМС проводится, в том числе, но не исключительно, ФОМС. Цель такого контроля – проверка соблюдения условий договоров по ОМС, в рамках которых медицинские организации получают из бюджета денежные средства, которые формируются за счет, в том числе, но не исключительно: доходов от уплаты страховых взносов на ОМС; средств федерального и регионального бюджетов РФ.
ТФОМС осуществляют в установленном порядке контроль за использованием средств ОМС, в том числе проводит проверки согласно разработанным и утвержденным его директором на очередной календарный год планам проверок. Приказ о проведении плановой проверки доводится до руководителя мед. организации не позднее, чем за 3 рабочих дня до начала проверки.
В связи с вышеуказанным:
- органы прокуратуры не рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок ТФОМС, как это происходит в соответствии Законом № 2.
- генпрокуратура не является в рассматриваемом случае оператором единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, а их проведение в рассматриваемом случае не обусловлено необходимостью размещения о них информации в едином реестре контрольных мероприятий (как это предусмотрено в рамках Закона № 1).
Таким образом, плановые проверки со стороны ФФОМС, ТФОМС, ФСС РФ не регулируются Законом № 1 и Законом № 2.
Соответственно, вышеуказанный мораторий не распространяется на проводимые со стороны ФФОМС, ТФОМС, ФСС РФ проверки медицинских организаций (в том числе частных).



