Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев Распоряжением от «7» марта 2013 г. № 317-р утвердил проект по оптимизации процедур регистрации юридических лиц и Индивидуальных предпринимателей. Проект был подготовлен Агентством стратегических инициатив и направлен на повышение инвестиционного климата РФ, а также на вхождение России в двадцатку рейтинга Doing Business к 2018 году. Проект направлен также на упрощение регистрации Обществ с ограниченной ответственностью и Индивидуальных предпринимателей.
Согласно данному Распоряжению был утвержден план мероприятий — «дорожная карта» — направленный на повышение привлекательности для бизнеса по международным меркам.

План «Дорожная карта» — план мероприятий по продвижению к некоторому целевому состоянию, например, устойчивому эффекту процесса и/или отношению его характеристик, например «цена-стоимость», или к форме процесса, например, к постоянному урегулированию палестино-израильского конфликта[1].Иногда дорожное картирование используется как синоним бизнес-планирования.

Целью этой «дорожной карты» является уменьшение количества этапов регистрации, сокращение времени государственной регистрации, а также снижение стоимости данной процедуры (до с 6100 рублей до 4000 рублей) при учреждении обществ с ограниченной ответственностью (за исключением кредитных, страховых и иных финансовых организаций) и регистрации Индивидуальных предпринимателей.
Кратко приведу этапы оптимизации процедур по упрощению и усовершенствованию процесса регистрации:

  1. Предлагается исключить требование о предварительной оплате 50% уставного капитала общества до его государственной регистрации с исключением необходимости открытия временного счета в банке для оплаты уставного капитала. Будет установлен срок оплаты уставного капитала, который не должен превышать двух месяцев со дня регистрации общества, что значительно сократит издержки в самом начале создания бизнеса.

Под регистрацией для целей «дорожной карты» понимается комплекс мероприятий, направленных на учреждение юридических лиц, государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получение заявителями документов из государственных органов, государственных внебюджетных фондов и иных организаций, открытие банковского счета[2].

  1. Предлагается ввести право использовать типовые уставы, утвержденные уполномоченным органом при регистрации общества, при условии отражения этого в решении общества. В таком случае представлять устав в регистрирующий налоговый орган будет не нужно. Сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, будут включены в состав сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.
  2. Предлагается отменить требование об обязательном наличии печати у юридического лица до момента его государственной регистрации.

Предусмотрена отмена обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей уведомлять налоговые органы и государственные внебюджетные фонды об открытии или о закрытии счетов, что является, несомненно, большим плюсом. Обязанность по уведомлению налоговых органов и государственных внебюджетных фондов будет возложена на

  1. кредитные организации.
  2. Еще одним положительным моментом является отмена необходимости обращения к нотариусу по заверению подписи заявителя на заявлении о регистрации, при условии представления документов в регистрирующий орган лично заявителем. Также создана возможность представления заявления на государственную регистрацию и на получение документов в регистрирующем органе представителем заявителя, действующим на основании доверенности, а также будет установлено правило о представлении регистрирующим органом представителю заявителя расписки в получении документов в день подачи таких документов.
  3. Будет введена возможность использования операторов почтовой связи при взаимодействии с регистрирующим органом не только для направления сообщений в регистрирующий орган, но и для получения ответов от него, что приведет к упрощению и ускорению взаимосвязи с регистрирующим органом, снижению временных издержек.
  4. Кроме того, предлагается введение института «регистрационных агентов», которые будут наделены полномочиями по приему и передаче документов на регистрацию в регистрирующий орган, удостоверении личности участников общества и индивидуального предпринимателя с одновременным установлением в отношении «регистрационных агентов» ответственности за предоставление в регистрирующий орган недостоверной информации, а также за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений.

Приятно, что не забыли и про установления правил и ограничений при обращении к «регистрационным агентам».

  1.  Также будет предусмотрена возможность проверки документов, предоставляемых на государственную регистрацию в регистрирующий налоговый орган, что значительно уменьшит количество отказов.
  2. Предполагается сокращение сроков обмена информацией между регистрирующим органом и государственными внебюджетными фондами (до 4-х дней в 2013 году и до 2-х дней в 2018 году).

Помимо вышеперечисленного будет предусмотрена возможность отказа от обязательного использования на бумажных носителях документов, подтверждающих факт государственной регистрации, регистрацию в государственных внебюджетных фондах, т.е. будет возможен электронный документооборот.

В целом, по плану оптимизации процедур на регистрацию  юридическое лицо и индивидуальный предприниматель должны затратить не более 5 рабочих дней.

Реализация мероприятий в рамках «дорожной карты» положительно отразится на процессе государственной регистрации юридических лиц других организационно-правовых форм, а также индивидуальных предпринимателей, что будет способствовать улучшению инвестиционного климата в России.[3]

Поживем – увидим.


[1] Материал из Википедии — свободной энциклопедии.


[2] Распоряжение Правительства РФ от 07.03.2013 N 317-р «Об утверждении плана мероприятий (“дорожной карты”) “Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”»


[3] Распоряжение Правительства РФ от 07.03.2013 N 317-р «Об утверждении плана мероприятий (“дорожной карты”) “Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”»