Проблемы с подтверждением факта внесения вклада в уставный капитал на примере увеличения уставного капитала общества с ограниченной ответственностью за счет вклада третьего лица (в виде денежных средств), принимаемого в общество в качестве участника, возникающие часто на практике при рассмотрении соответствующих документов в регистрирующем органе.

Прежде всего обратимся к ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 21.07.2014)”О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2014) (далее ФЗ о государственной регистрации), в котором содержатся указания по представлению конкретного перечня документов для регистрации изменений, вносимых в Устав (далее учредительный документ) общества. Увеличение уставного капитала за счет вклада третьего лица непосредственно сопровождается внесением изменений в Устав общества.

Данный перечень содержится в ст. 17 указанного выше ФЗ о государственной регистрации и в него входит:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по утвержденной форме;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица, которое в том числе должно содержать положения согласно п. 2. ст. 19 ФЗ от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 05.05.2014) “Об обществах с ограниченной ответственностью” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014):

– о принятии в общество третьего лица на основании его заявления о внесении им вклада;

– об увеличении уставного капитала общества на основании заявления третьего лица о внесении им вклада;

– а также об изменении размера долей участников общества и об определении размера и номинальной стоимости доли третьего лица после внесении им вклада;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах;

г) документ об уплате государственной пошлины.

Как видно из статьи, ФЗ о государственной регистрации содержит исчерпывающий перечень документов при регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества, в том числе связанных с увеличением уставного капитала общества.

При этом, поскольку мы говорим в данной статье именно об увеличении уставного капитала Общества с ограниченной ответственностью, мы не можем не обратиться к другому законодательному акту, который уточняет перечень документов при увеличении уставного капитала общества по отношению к перечню, указанному в ФЗ о государственной регистрации.

Согласно п. 2.1 ст. 19 ФЗ от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 05.05.2014) “Об обществах с ограниченной ответственностью” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014) (далее Закон об обществах с ограниченной ответственностью) при увеличении уставного капитала общества за счет вкладов третьих лиц, принимаемых в общество дополнительно предоставляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц документы, подтверждающие внесение в полном объеме вкладов третьими лицами.

В связи с этим возникает вопрос, что же относится к таким документам указанным в Законе об обществах с ограниченной ответственностью?

Закон об обществах с ограниченной ответственностью нам ответ на данный вопрос не дает и не содержит положений о том, какими доказательствами должен подтверждаться факт внесения третьими лицами вкладов в уставный капитал общества. Вместе с тем получить и представить соответствующие подтверждения необходимо, нас к этому обязывает закон. Более того это может быть связано с возникновением споров о признании состоявшимся (несостоявшимся) увеличения уставного капитала общества или приобретения статуса участника общества третьим лицом.

Поэтому целесообразно считать документами, которыми можно подтвердить факт внесения вкладов в уставный капитал общества, например (об этом свидетельствует и практика применения):

– справку из банка о внесении денежных средств на расчетный счет общества или ее копию, заверенную должным образом;

– копию приходного кассового ордера, заверенную должным образом, в случае наличия кассового аппарата у общества.

Однако в связи с тем, что законом не урегулированы требования к документу, подтверждающему факт внесения вклада третьим лицом, возникают злоупотребления со стороны регистрирующих органов.

Приведем конкретный пример:

Одним из наших клиентов был подан пакет документов в регистрирующий орган (в Межрайонную инспекцию ФНС № 13 по Московской области (далее МИФНС № 13 по МО)) для внесения изменений в связи с увеличением уставного капитала общества за счет вклада третьего лица, принимаемого в общество, содержащий в том числе копию приходного кассового ордера о внесении денежных средств в уставный капитал общества третьим лицом через кассу общества, заверенную должным образом.

МИФНС № 13 по МО было вынесено решение об отказе в связи с тем, что не был представлен оригинал документа, подтверждающего внесение вклада третьим лицом. Однако, как было указано выше в нашей статье, закон не содержит требований к форме такого документа.

Более того, хочется обратить внимание на случаи в практике, если в подтверждение внесения вклада в регистрирующий орган предоставляется копия приходного кассового ордера:

В соответствии с Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, утвержденными Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации”, приходный кассовый ордер (форма N КО-1) применяется для оформления поступления наличных денег в кассу организации как в условиях методов ручной обработки данных, так и при обработке информации с применением средств вычислительной техники. Приходный кассовый ордер выписывается в одном экземпляре работником бухгалтерии, подписывается главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным. Поэтому не представляется возможным и не является законным требование регистрирующего органа (МИФНС № 13 по МО) предоставить оригинал приходного кассового ордера как документа, подтверждающего внесение вклада третьим лицом в оплату уставного капитала общества.

В связи с вышеизложенным, клиентом с помощью специалистов нашей компании была подана жалоба на действия МИФНС № 13 по МО в вышестоящий орган (УФНС по Московской области).

И вышестоящий орган (УФНС по Московской области) с представленными заявителем в жалобе доводами согласился.

В заключение отметим следующее:

Поскольку на законодательном уровне рассмотренный в данной статье вопрос не урегулирован, это порождает возникновение различной практики его применения. В связи с чем рекомендуем при обращении в регистрирующий орган с подобным вопросом акцентировать внимание сотрудников регистрирующего органа на данную проблему путем написания сопроводительных писем, разъясняющих подход, в том числе, судебных органов к данному вопросу.

Автор статьи:
Кондакова Анна – Ведущий юрисконсульт компании Alta Via.