Раз уж была затронута тема рекламы и  проблем, возникающих в рекламной сфере, то хотелось бы  остановиться на  таком виде рекламы, как рекламные конструкции, а точнее на  правомерности использования таковых и ужесточении правил их установки и  эксплуатации.

На сегодняшний день трудно представить город, где бы не были размещены рекламные конструкции. Очень многие рекламные конструкции  размещены  или присоединены к опорам  освещения  и к опорам  контактных сетей.  И, к сожалению, данное размещение происходит с  нарушением законодательства.

Немного истории.

В середине XIX столетия светящихся вывесок и уличных реклам в Москве еще не было. Витрины были слабо освещены или вовсе не освещались. Свет от них не достигал даже тротуаров. Фонари на кронштейнах у подъездов и ворот особняков и доходных домов давали лишь слабые световые точки, так же как и домовые номерные фонари.
В такой буквально мрачной ситуации добавочным источником уличного освещения служили фонари многочисленных торговых и коммерческих заведений. Обычно они висели на кронштейнах по бокам входа, но встречались также фонари, заделанные в стену или висящие на столбах. Эти фонари служили для рекламы, на них прямо на стекле шарообразной колбы молочного цвета были написаны названия фирм или магазинов.

На газовых фонарях освещавших улицы города, в начале XX века устанавливали своеобразную стеклянную «корону» в металлической оправе, на каждом из четырех стекол которой располагалась краткая рекламная надпись. Например: «Парикмахер Андреев, Петровка, тел. № 4918». Благодаря хитроумному устройству колбы, надписи подсвечивались в вечернее время суток, не создавая помех при обслуживании фонаря и не отбрасывая тени на проезжую часть.

В 1880-х годах в Москве появляются уже электрические фонари, многие из которых имели рекламные надписи, извещавшие о местонахождении контор, банков, магазинов, а так же аптек. Этот рекламный ход используется по сей день…

 Действительность наших дней. Город Санкт-Петербург. При проверке  рекламных конструкций на опорах освещения выяснилось, установлены они  незаконно. Прослеживается прямое нарушение Федерального закона «О рекламе». После того как было выписано предписание на демонтаж, ни собственник, ни баллансодержатель ничего демонтировать не стали. Этим пришлось заниматься другому учреждению, на что были затрачены бюджетные средства. После короткого времени при очередном контроле выяснилось, что все, что было демонтировано, вновь повешено. И это притом что ни СПб ГУП «Ленсвет» (ему принадлежат опоры освещения), ни кто-либо еще предписаний не опротестовывал. Это говорит о том, что сторона, получившая предписание, согласна, что нарушает. В итоге город вынужден дважды реагировать на одно и то же нарушение.

Это  не говоря о том, что обилие  рекламных конструкций на опорах освещения совершенно выбивается из единого художественного восприятия города.

Многочисленные нарушения  в части размещения, эксплуатации рекламных конструкций послужили толчком к нововведениям на законодательном уровне.

         С 08.05.2013г. вступил  в силу Федеральный закон, внесший изменения в законодательство  о рекламе, касающееся установки и размещения рекламных конструкций. Речь идет о Федеральном законе от 07.05.2013 N 98-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные акты Российской Федерации».

  • Само понятие рекламной конструкции в рассматриваемом Законе было несколько расширено по сравнению с ранее действовавшей редакцией Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе”.

       Рекламная конструкция  –  это наружная реклама с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения. Ранее в Федеральном законе «О рекламе» отсутствовало упоминание о проекционной рекламе как разновидности рекламных конструкций.

  • Федеральным законом N 98-ФЗ предусматривается, что органы местного самоуправления муниципального района (городского округа) утверждают схемы размещения рекламных конструкций.

Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. В ней также должна содержаться карта размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей, а также технических характеристик рекламных конструкций.

Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

Данное правило касается размещения рекламы на недвижимости, принадлежащей на праве собственности субъекту РФ или муниципалитету, а также на любых земельных участках независимо от формы собственности. В схеме размещения рекламных конструкций должны быть определены типы и виды конструкций, допустимые места их размещения. Эти нормы будут применяться со дня утверждения схем в муниципальном образовании (субъектах РФ – гг. Москве и Санкт-Петербурге). Примечательно, что если названные схемы не будут утверждены до 1 января 2014 г., то с указанной даты разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на перечисленных объектах недвижимости в таком муниципальном образовании (в субъектах РФ – гг. Москве и Санкт-Петербурге) выдаваться не будут.

Нужно отметить, что схема должна соответствовать документам территориального планирования. Она призвана обеспечить соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, а также требований безопасности.

При размещении рекламной конструкции без согласования со схемами разрешение на установку и эксплуатацию конструкции не выдается, а ранее выданное разрешение может быть признано недействительным по решению суда. Как указано в Законе N 98-ФЗ, существующие рекламные конструкции, которые не соответствуют схемам размещения, должны быть демонтированы с выплатой владельцу конструкции компенсации. Размер такой компенсации ограничен суммой, включающей расходы на демонтаж конструкции и часть средств, выплаченных по условиям торгов или договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

  • Эксплуатация рекламных конструкций возможна только при наличии разрешения на установку и эксплуатацию

Эксплуатировать рекламные конструкции, после вступления в силу  ФЗ-98, можно только при наличии разрешения на их установку и эксплуатацию. Указанное разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района (городского округа), на территории которого предполагается разместить рекламную конструкцию, по заявлению владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции.

Ранее, разрешение органа местного самоуправления муниципального района (городского округа) требовалось только на установку рекламной конструкции. Разрешение выдавалось по заявлению владельца рекламной конструкции или собственника (владельца) недвижимого имущества, к которому присоединялась рекламная конструкция. Данное разрешение необходимо было получать для каждой такой конструкции на срок действия договора на ее установку и эксплуатацию. Указанное разрешение действительно в течение всего срока эксплуатации рекламной конструкции.

  • Если разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции недействительно, данную конструкцию необходимо принудительно демонтировать без решения суда

Законом N 98-ФЗ существенно изменен порядок демонтажа рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без разрешения.

После внесения рассматриваемых изменений в ФЗ «О рекламе» устанавливается, что владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной или эксплуатируемой без действующего разрешения, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи предписания. Ранее в этой норме не предусматривалась возможность демонтировать во внесудебном порядке рекламную конструкцию, которая эксплуатировалась без надлежащего разрешения.

Можно отметить, что закреплен на законодательном уровне субсидиарный характер обязанности собственника (или иного законного владельца) недвижимости по демонтажу рекламной  конструкции. Для собственников имущества в многоквартирном доме, которые не давали согласия на установку конструкции, установлено исключение: у них обязанность демонтировать рекламную конструкцию не возникает. Если собственник недвижимости не демонтирует рекламную конструкцию либо если она прикреплена к общему имуществу многоквартирного дома, собственники которого не давали согласия на ее установку, такую конструкцию демонтирует орган местного самоуправления за счет средств местного бюджета. В этом случае решения суда для принудительного демонтажа не потребуется. Лица, не демонтировавшие конструкцию в предписанный срок, будут обязаны возместить органу местного самоуправления соответствующие расходы.

  • Увеличен размер штрафа  за использование  транспортных средств  в качестве  передвижных рекламных конструкций (до 1 млн. руб.)

В Законе N 98-ФЗ уточнена норма о запрете использования транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций. Теперь к таким рекламным конструкциям следует относить, в частности, переоборудование транспортных средств для распространения рекламы, в результате которого они полностью или частично утратили функции, для которых были предназначены. Кроме того, этот запрет распространен на переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара.

Согласно изменениям, внесенным в Кодекс об Административных правонарушениях, использование транспортного средства исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции, в том числе переоборудование транспортного средства для распространения рекламы, в результате которого транспортное средство полностью или частично утратило функции, для выполнения которых оно было предназначено, переоборудование кузова транспортного средства с приданием ему вида определенного товара, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.  Теперь  дела о привлечении к административной ответственности за нарушение названного запрета будет рассматривать не ФАС России, а арбитражный суд.

             В целях упорядочения размещения и определения требований к размещению рекламных конструкций утверждено Постановление Правительства Москвы от 12.12.2012г № 712-ПП «Об утверждении правил установки и эксплуатации рекламных конструкций» (вступило в силу с 11.06.2013г.).

Самые жесткие ограничения данного Постановления касаются исторического центра, менее строгие – его окраин. Например, на территории Кремля будет разрешено лишь размещение афишных театральных стендов, да и то без подсветки. Весь центр столицы, а так же природоохраняемые зоны очистят от крупноформатной рекламы. Конечно же, Постановление  Правительства № 712-ПП охватывает достаточно большой круг вопросов, на которых сейчас мы останавливаться не будем.

Подводя итог, хочется сказать, что новеллы в законодательстве о рекламе есть, они направлены на пресечение нарушений в сфере установки и эксплуатации рекламных конструкций,   эксплуатации  рекламных конструкций с истекшим сроком  действия разрешений и т.п. В частности,  на органы местного самоуправления  возложена обязанность по утверждению схем размещения рекламных конструкций (данные схемы подлежат  размещению в сети “Интернет”), упрощена процедура демонтажа  при недействительности разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, увеличен размер административного штрафа за использование транспортных средств  в качестве передвижных рекламных конструкций. Конечно, нескольких нормативных актов недостаточно, для устранения всех проблем, но работа ведется.

Сообщение подготовила:

Полина Кулагина- ведущий юрисконсульт Alta-via

Источники:

  • Федеральный закон Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе”;
  • Федеральный закон  от 07.05.2013 N 98-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные акты Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства Москвы от 12.12.2012г № 712-ПП «Об утверждении правил установки и эксплуатации рекламных конструкций»;
  • http://www.signbusiness.ru/publications/history/954-moskovskaya-reklama-na-sredstvah-naruzhnogo-osvescheniya-i-ukazatelyah.php.